Постановление Местной администрации Майского муниципального района КБР от 30.06.2015 N 80 "Об организации независимой оценки качества образовательной деятельности общеобразовательных учреждений Майского муниципального района"
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. № 80
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (подпункт "к" пункта 1), в целях реализации ст. 95 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на основании решения муниципального общественного Совета по вопросам образования (протокол от 30.06.2015 № 8) местная администрация Майского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о независимой оценке качества образовательной деятельности общеобразовательных учреждений Майского муниципального района (далее - Положение).
2. Муниципальному учреждению "Управление образования местной администрации Майского муниципального района" (Г.В. Маерле) в срок до 15.09.2015 разработать и утвердить в соответствии с утвержденным Положением:
критерии и показатели, характеризующие качество образовательной деятельности общеобразовательных учреждений Майского муниципального района;
план организационных мероприятий по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности общеобразовательных учреждений Майского муниципального района на 2015 - 2016 учебный год.
3. Опубликовать настоящее Положение в районной газете "Майские новости" (Н.В. Юрченко) и на официальном сайте местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (А.П. Чубарь).
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя главы местной администрации Полиенко О.И.
Глава местной администрации
Майского муниципального района КБР
А.КИСЛИЦЫН
Утверждено
постановлением
Местной администрации
Майского муниципального района КБР
от 30 июня 2015 г. № 80
ПОЛОЖЕНИЕ
О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ МАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о независимой оценке качества образовательной деятельности общеобразовательных учреждений Майского муниципального района (далее - Положение) разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (подпункт "к" пункта 1).
1.2. Правоотношения, связанные с организацией и проведением независимой оценки качества образовательной деятельности общеобразовательных учреждений Майского муниципального района (далее - НОКО), наряду с настоящим Положением регулируются:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 95, ст. 28 п. 3, пп. 13);
- Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2013 г. № 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
- Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 января 2014 года № 14 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 года № 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 года № 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 года № 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
- Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность от 1 апреля 2015 года;
- письмом Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР от 15 июля 2014 г. № 01-13/4688 "О порядке проведения самообследования";
- письмом Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР от 27 марта 2015 г. № 22-13/2075 "Об организации работы по внедрению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в Кабардино-Балкарской Республике".
1.3. Настоящее Положение разработано с целью создания условий для организации и проведения независимой оценки качества образовательной деятельности общеобразовательных учреждений, в том числе формирования рейтинга общеобразовательных учреждений Майского муниципального района. Определяет цели, задачи, принципы и порядок функционирования независимой оценки качества образовательной деятельности общеобразовательных учреждений в муниципальной системе образования.
1.4. Качество образования в настоящем Положении рассматривается как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
1.5. НОКО - оценочная процедура, направленная на:
- получение сведений об образовательной деятельности общеобразовательных учреждений, о качестве подготовки учащихся и реализации образовательных программ;
- предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации;
- улучшение информированности потребителей о качестве работы образовательных учреждений.
1.6. НОКО осуществляется в отношении деятельности общеобразовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:
- потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг (родителей несовершеннолетних и совершеннолетних учащихся) в части оказания им содействия в выборе общеобразовательного учреждения, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям учащихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;
- потребностям юридических лиц (в том числе самого общеобразовательного учреждения) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы, а также качества профессиональной деятельности педагогов;
- потребностям учредителя общеобразовательного учреждения, общественных объединений и др. в части составления рейтинга, других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности общеобразовательных учреждений, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ;
- требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Цели, задачи и принципы функционирования НОКО
2.1. Основными целями НОКО являются:
- повышение качества и доступности образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательными учреждениями, качества работы образовательных учреждений;
- информирование потребителей образовательных услуг о качестве образования, качестве работы общеобразовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ;
- создание условий для объективной оценки качества образования общеобразовательных учреждений и о реализуемых ими образовательных программах;
- стимулирование повышения качества образования общеобразовательных учреждений.
2.2. Основными задачами НОКО являются:
1) осуществление независимой, объективной внешней оценки качества работы общеобразовательных учреждений;
2) обеспечение открытости и доступности для потребителей информации о качестве работы общеобразовательных учреждений, качестве образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательными учреждениями;
3) осуществление деятельности в интересах потребителей образовательных услуг и улучшение информированности потребителей о качестве работы общеобразовательных учреждений через:
- координацию действий общественных организаций, профессиональных сообществ, экспертов по повышению качества условий осуществления образовательного процесса, реализуемых общеобразовательными учреждениями образовательных программ, результатов освоения учащимися образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и запросами потребителей образовательных услуг;
- привлечение к оценке качества образования общественных организаций, профессиональных сообществ и экспертов, специализирующихся на вопросах независимой оценки качества образования;
4) совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям, федеральным государственным образовательным стандартам;
5) повышение эффективности качества и доступности образовательных услуг.
2.3. Основными принципами функционирования НОКО являются:
- открытость информации о механизмах и процедурах НОКО, доступность ее результатов в рамках, определенных законодательством Российской Федерации;
- открытость НОКО для участия общественных организаций, профессиональных сообществ, экспертов, специализирующихся на вопросах независимой оценки качества образования;
- открытость информации о результатах НОКО в рамках, определенных законодательством Российской Федерации;
- прозрачность процедур и механизмов оценки качества предоставления образовательных услуг общеобразовательными учреждениями;
- исключение дискриминации при принятии управленческих решений;
- объективность, достоверность и прозрачность результатов оценивания, обеспечиваемые через привлечение квалифицированных экспертов, использование стандартизированного и технологичного инструментария оценки.
2.4. Объектами НОКО являются все общеобразовательные учреждения Майского муниципального района, подведомственные муниципальному учреждению "Управление образования местной администрации Майского муниципального района".
2.5. НОКО проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.
3. Организация и технология НОКО
3.1. НОКО осуществляется по инициативе участников отношений в сфере образования (юридических или физических лиц), в качестве которых могут выступать:
- местная администрация Майского муниципального района;
- муниципальное учреждение "Управление образования местной администрации Майского муниципального района";
- муниципальный общественный Совет по вопросам образования;
- руководитель или педагогический работник образовательного учреждения;
- родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся;
- совершеннолетние учащиеся.
3.2. Образовательное учреждение вправе само выбрать организацию (или отдельных экспертов), которая будет осуществлять НОКО (оператора), обладающую необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.
3.3. На муниципальном уровне для проведения НОКО создается муниципальная ассоциация экспертов, в состав которой могут входить квалифицированные работники муниципальной системы образования (специалисты муниципального учреждения "Управление образования местной администрации Майского муниципального района", руководящие и педагогические работники образовательных учреждений, руководители районных методических объединений и др.), представители общественных и профессиональных объединений и организаций, родители (законные представители) обучающихся. Персональный состав муниципальной ассоциации экспертов утверждается приказом муниципального учреждения "Управление образования местной администрации Майского муниципального района".
3.4. Для оценочных процедур используются открытые данные, обязательные для размещения на сайтах общеобразовательных учреждений, данные, полученные в ходе мониторинга системы образования, ведомственная статистика и отчетность, результаты внешних оценочных процедур (опросов, голосования потребителей образовательных услуг, экспертных оценок, результатов исследований (мониторингов), проведенных организациями, осуществляющими оценку). При отсутствии данных, необходимых для проведения НОКО, оператор имеет право запросить у общеобразовательного учреждения дополнительную информацию.
3.5. В качестве основы для разработки контрольно-измерительных материалов используются:
- требования соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения образовательных программ;
- измерительные материалы международных сопоставительных исследований результатов образования;
- требования к организации образовательной деятельности, установленные действующим законодательством.
3.6. Оценкой качества работы общеобразовательных учреждений является выраженная в критериях и показателях характеристика качества оказания образовательных услуг, а также их результативности.
Критерии и показатели, характеризующие качество образовательной деятельности общеобразовательных учреждений (в том числе введение новых или коррекция имеющихся), согласуются с муниципальным общественным Советом по вопросам образования и утверждаются распоряжением местной администрации Майского муниципального района. Критерии и показатели могут меняться в зависимости от целей НОКО.
3.7. По результатам НОКО формируется рейтинг общеобразовательных учреждений Майского муниципального района, в котором участники оценки сравниваются между собой и размещаются в итоговом списке в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Размещение осуществляется по принципу "от лучших - к худшим".
Рейтинг общеобразовательных учреждений Майского муниципального района утверждается распоряжением местной администрации Майского муниципального района.
4. Направления НОКО
4.1. НОКО включает в себя следующие направления:
- независимую оценку качества подготовки учащихся;
- независимую оценку качества образовательной деятельности.
4.2. Независимая оценка качества подготовки учащихся (далее - НОК ПУ) проводится в целях подготовки информации об уровне освоения учащимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки учащихся, в том числе:
- определение соответствия качества подготовки учащихся требованиям реализуемых программ;
- выявление факторов, влияющих на качество подготовки учащихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов);
- выявление уровня образовательных достижений различных групп учащихся;
- выявление динамики изменения качества подготовки учащихся;
- создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на муниципальном уровне или уровне общеобразовательного учреждения, направленных на повышение качества подготовки учащихся.
4.3. НОК ПУ проводится в форме диагностических работ по русскому языку и математике в 4, 9, 11 классах.
4.4. Функциями независимой оценки качества образовательной деятельности (далее - НОК ОД) являются:
- определение соответствия предоставляемого общеобразовательными учреждениями образования потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
- ориентирование потребителей образовательных услуг при выборе общеобразовательного учреждения (программы) для получения образования, соответствующего их интересам, потребностям и возможностям;
- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности общеобразовательных учреждений;
- обеспечение различных заинтересованных групп пользователей (местная администрация Майского муниципального района, муниципальное учреждение "Управление образования местной администрации Майского муниципального района", руководители общеобразовательных учреждений, педагогические коллективы, учащиеся, родители (законные представители) достоверной информацией, охватывающей различные аспекты деятельности общеобразовательных учреждений, для обоснованного принятия управленческих решений и разработки программ и мер повышения качества образовательных услуг;
- повышение конкурентоспособности общеобразовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ.
4.5. В качестве основных критериев НОК ОД (п. 4 статьи 95.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации") выступают:
- открытость и доступность информации об общеобразовательном учреждении;
- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
- удовлетворенность качеством образовательной деятельности общеобразовательных учреждений.
Данные критерии являются обязательными при проведении НОК ОД. Дополнительно к ним по инициативе местной администрации Майского муниципального района, муниципального учреждения "Управление образования местной администрации Майского муниципального района", муниципального общественного Совета по вопросам образования при проведении НОК ОД могут быть включены иные критерии, отражающие характеристики образовательных учреждений и программ, важные для муниципальной системы образования.
5. Функции участников НОКО
5.1 Муниципальное учреждение "Управление образования местной администрации Майского муниципального района":
- координирует работу по организации и проведению НОКО в рамках муниципальной системы образования;
- обеспечивает подготовку и размещение на своем официальном сайте информации о критериях и показателях, характеризующих качество оказания образовательных услуг и результативность деятельности образовательных учреждений, а также описание результатов НОКО;
- формирует и размещает на своем официальном сайте состав муниципальной ассоциации экспертов;
- координирует деятельность по созданию условий для обеспечения информационной открытости образовательных организаций;
- принимает нормативные правовые акты, регламентирующие создание и функционирование НОКО;
- координирует деятельность муниципального общественного Совета по вопросам образования;
- утверждает персональный состав муниципальной ассоциации экспертов;
- вносит на рассмотрение муниципального общественного Совета по вопросам образования предложения по планам мероприятий, направленных на проведение НОКО, по содержанию оценочных процедур, методикам оценки;
- разрабатывает совместно с муниципальной ассоциацией экспертов показатели и критерии оценки эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, методы сбора и обработки информации, формы аналитических материалов, методику рейтингования общеобразовательных учреждений;
- изучает общественное мнение о качестве работы общеобразовательных учреждений;
- обеспечивает на своем официальном сайте техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности учреждений;
- информирует население о НОКО, в том числе через средства массовой информации;
- организует широкое обсуждение полученных результатов НОКО с общественностью, средствами массовой информации, с тем, чтобы граждане - потребители образовательных услуг могли использовать эти данные для принятия обоснованного решения при выборе общеобразовательного учреждения;
- разрабатывает рекомендации для общеобразовательных учреждений по улучшению качества их работы;
- контролирует выполнение планов улучшения качества работы общеобразовательных учреждений, учитывая это при оценке эффективности работы их руководителей.
5.2. Муниципальный общественный Совет по вопросам образования:
- определяет стратегию и порядок проведения НОКО;
- устанавливает периодичность проведения НОК ПУ и НОК ОД;
- согласует критерии и показатели деятельности образовательных учреждений (в том числе при необходимости установления дополнительных критериев или коррекции утвержденных);
- устанавливает группы обучающихся и/или образовательные программы или их части, в отношении которых проводится НОКО, а также условия, формы и методы ее проведения;
- согласует предложения по планам мероприятий, направленным на проведение НОКО, построению рейтинга общеобразовательных учреждений;
- формирует перечень общеобразовательных учреждений для проведения независимой оценки качества их работы;
- рекомендует кандидатов в список муниципальной ассоциации экспертов;
- согласует рейтинг общеобразовательных учреждений;
- рассматривает результаты оценки, на основе аналитических справок ассоциации экспертов готовит и направляет учредителю предложения по улучшению качества работы общеобразовательных учреждений, а также рекомендации по поощрению лучших общеобразовательных учреждений.
5.3. Ассоциация экспертов:
- разрабатывает порядок проведения оценочных процедур, перечень показателей и критериев деятельности общеобразовательных учреждений, предлагаемых для оценки, контрольные измерительные материалы, методики, формирует предложения по механизмам получения информации;
- проводит НОКО на основе данных из открытых источников информации о деятельности учреждения (ведомственной статистики, результатов мониторингов, информации с сайтов образовательных учреждений);
- по заказу проводит экспертизу качества образования (систематический, независимый и документированный процесс, экспертная оценка качества работы общеобразовательного учреждения, его подразделения, реализуемых им отдельных образовательных программ на основе представленных материалов и установление соответствия объекта исследования определенным и согласованным критериям оценки);
- формирует рейтинг общеобразовательных учреждений и представляет его на согласование муниципальному общественному Совету по вопросам образования;
- участвует в разработке или разрабатывает электронную среду для организации оценочных процедур с целью повышения эффективности и прозрачности этих процедур;
- готовит аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур;
- участвует в работе муниципального общественного Совета по вопросам образования для обсуждения результатов оценочных процедур.
5.4. Общеобразовательные учреждения:
- обеспечивают открытость и доступность информации о своей деятельности согласно действующему законодательству, в том числе подготовку отчета о результатах самообследования за учебный год и размещение их в открытом доступе на своем официальном сайте в сети "Интернет";
- информируют потребителей образовательных услуг о независимой системе оценки, размещают результаты НОКО на своем официальном сайте, проводят обсуждение их с общественностью;
- оказывают содействие при проведении независимой оценки качества своей работы, в том числе при необходимости обеспечивают сбор дополнительной информации по показателям деятельности;
- обеспечивают открытость и доступ к всесторонней информации о НОКО на всех ее этапах;
- по результатам участия в процедурах НОКО разрабатывают, согласовывают с коллегиальными органами управления общеобразовательного учреждения и муниципальным учреждением "Управление образования местной администрации Майского муниципального района", утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы (план и информация о его выполнении размещаются на официальном сайте);
- используют результаты НОКО для решения задач, отраженных в основной образовательной программе (программах) учреждения, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
- могут принимать участие в общероссийских, международных, региональных сопоставительных мониторинговых исследованиях.
------------------------------------------------------------------