По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Местной администрации городского округа Нальчик КБР от 14.04.2015 N 716 "О создании учебно-консультационных пунктов по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в городском округе Нальчик"



МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2015 г. № 716

О СОЗДАНИИ УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ
НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ НАЛЬЧИК


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" имеет номер 68-ФЗ, а не 68.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с требованиями Федеральных законов РФ от 12 февраля 1998 года № 28 "О гражданской обороне" и от 21 декабря 1994 года № 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства РФ от 4 сентября 2003 года № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 2 ноября 2000 года № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" местная администрация городского округа Нальчик постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в городском округе Нальчик.
2. Рекомендовать предприятиям ООО "Жилкомхоз", ООО "Комфорт-Сервис", ООО ЖЭУК "Вольный Аул", ООО ЖЭУК "Наш дом", ООО УК "Предгорный", ООО ЖЭУК "Жил-Сервис", ООО "ЖЭК-5", ООО УО "Общий Дом", ООО ЖЭУК "ЖЭК-6", ООО ЖЭУК "Стрелка", ООО "ЖЭУК-7", ООО ЖЭУК "Очаг", ООО "ЖЭК-8", Компания "РУС-А", ООО ЖЭУК "Альтернатива", ООО УК "Нарт", ООО ЖЭУК "Искож", ООО "Новый Дом", ООО УК "Новый Город", ООО УК "Монолит", ООО УК "Сити-Сервис", ООО "Допнит", МУП "Объединение общежитий", ООО УК "Домсервис", ООО УК "Гарант Сервис":
2.1 создать и укомплектовать необходимым имуществом на базе возлагаемых организаций учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УКП по ГО ЧС и ПБ), в срок до 20 апреля 2015 года;
2.2 назначить своими приказами ответственных лиц за методическое руководство УКП по ГО ЧС и ПБ;
2.3 организовать обучение неработающего населения в УКП по ГО ЧС и ПБ в объеме 12 часов путем проведения бесед, лекций, изучения памяток, пособий, прослушивания радиопередач, просмотра кинофильмов, программ по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с привлечением для проведения занятий и консультаций работников МКУ "Центр по делам ГО, ЧС и ПБ" г.о. Нальчик.
3. Муниципальному казенному учреждению "Центр по делам ГО, ЧС и ПБ" г.о. Нальчик (Р.Н. Гаунов):
3.1 совместно с муниципальным казенным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - служба заказчика Местной администрации городского округа Нальчик" (М.В. Аракелов) разработать и довести до перечисленных выше руководителей методические рекомендации по организации работы учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям с образцами и формами необходимых документов в срок до 20 апреля 2015 года;
3.2 оказать методическую помощь в разработке УКП по ГО, ЧС и ПБ. Ежегодно планировать проведение смотров-конкурсов на звание "Лучший УКП";
3.3 организовать взаимодействие со средствами массовой информации по пропаганде знаний в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы местной администрации городского округа Нальчик А.Ю. Тонконога.

Глава местной администрации
городского округа Нальчик
М.М.КОДЗОКОВ





Утверждено
постановлением
Местной администрации
городского округа Нальчик
от 14 апреля 2015 г. № 716

ПОЛОЖЕНИЕ
ПО СОЗДАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ, ОБОРУДОВАНИЮ И ОСНАЩЕНИЮ
УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ГО И ЗАЩИТЫ ОТ ЧС В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ НАЛЬЧИК

Введение. Учебно-консультационные пункты.
I. Общие положения. Цели и задачи.
II. Организация работы УКП (в зависимости от финансовых возможностей, величины обслуживаемой территории и количества проживающего в нем неработающего населения).
1. Учебный класс.
2. Пункт гражданской обороны.
3. Уголок гражданской защиты.
III. Перечень документов, разрабатываемых в УКП.
IV. Обязанности консультанта УКП.
V. Приложения.

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-консультационные пункты (далее - УКП) создаются в соответствии с требованиями Федеральных законов РФ от 12 февраля 1998 года № 28 "О гражданской обороне" и от 21 декабря 1994 года № 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства РФ от 4 сентября 2003 года № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 2 ноября 2000 года № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".

I. Общие положения

Основная цель УКП - в максимальной степени привлечь к учебе население, добиться, чтобы каждый гражданин мог грамотно действовать в любых чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени.
Перед УКП ставятся следующие задачи:
- обучить граждан способам защиты от современных средств поражения;
- выработать у них уверенность в надежности средств и способов защиты от чрезвычайных ситуаций любого характера;
- дать практику и привить навыки для действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- повысить морально-психологическое состояние граждан, помочь правильно оценить складывающуюся обстановку для принятия разумных и адекватных действий;
- научить население правилам защиты детей и обеспечения их безопасности при выполнении мероприятий ГО;
- активно пропагандировать роль, значение и задачи ГО и РСЧС в современных условиях.
Главное требование к учебно-консультационным пунктам - доступность, широкий охват, возможность получить необходимые сведения в понятном изложении.
УКП создаются по месту жительства людей, как правило, на базе жилищно-эксплуатационных и социальных учреждений, на предприятиях, в их структурных подразделениях, учреждениях и организациях, учебных заведениях, местах массового пребывания людей, объектах здравоохранения, в досугово-развлекательных и торговых комплексах, предназначены для обучения и информирования населения вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Подготовка осуществляется наряду с другими способами обучения населения (информирование через средства массовой информации, распространение листовок и буклетов).

II. Организация работы
учебно-консультационных пунктов

Вопросы создания, оснащения и организации работы УКП возлагаются на органы местного самоуправления. Глава муниципального образования издает нормативно-правовой акт, в котором определяется:
- при каких жилищно-эксплуатационных органах (в сельских поселениях) и на какой базе создаются УКП;
- порядок финансирования и материально-технического обеспечения;
- список лиц, ответственных за работу УКП.
Методическое руководство работой УКП осуществляют органы, специально уполномоченные решать задачи по ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления. Организационная структура УКП может быть различной, в зависимости от финансовых возможностей, величины обслуживаемой территории и количества проживающего на ней неработающего населения.
В состав УКП, как правило, входят консультанты.
В муниципальных образованиях начальником УКП обычно назначается заместитель главы сельского поселения. Непосредственными организаторами обучения являются руководители организаций и учреждений, на базе которых создаются УКП. Они издают приказ (распоряжение), в котором определяют:
- место расположения УКП (с указанием адреса), помещений, используемых для подготовки неработающего населения;
- порядок работы УКП;
- должностных лиц УКП и консультантов, привлекаемых для проведения лекций, бесед, консультаций, тренировок;
- закрепления жителей домов (улиц) за УКП;
- количество и состав учебных групп;
- время проведения лекций, бесед, консультаций, тренировок;
- порядок обеспечения литературой, учебными пособиями и техническими средствами обучения.
В организации работы УКП необходимо руководствоваться:
- законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации;
- приказами и распоряжениями руководителя местного органа самоуправления;
- указаниями органа, специально уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС;
- другими руководящими документами, регламентирующими работу УКП.
Общее руководство по подготовке населения в УКП осуществляют руководители органов местного самоуправления совместно с органами, специально уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты от ЧС. Они оказывают помощь руководителям организаций и учреждений, на территории которых размещены УКП, в оформлении пунктов, обучении консультантов УКП, повышении эффективности работы УКП.
Варианты создания УКП (в зависимости от финансовых возможностей, величины обслуживаемой территории и количества проживающего в нем неработающего населения):
1. Учебный класс (для населения, проживающего в городских округах), который представляет собой помещение, вместимостью 15 - 20 человек, оснащенное техническими средствами обучения, наглядными и учебными пособиями, мебелью.
На видном месте располагаются распорядок дня и расписание занятий и консультаций, наглядная агитация, список ссылок на WEB-страницы, содержащие информационный и обучающий материал по гражданской обороне и действиям при ЧС различного характера.
Учебный класс следует оснастить:
- телевизором;
- DVD-плеером;
- компьютером;
- приемником радиовещания;
- телефоном;
- столами и стульями.
Помещение учебно-консультационного пункта следует оборудовать стендами:
- гражданская оборона;
- виды ЧС и способы защиты населения при их возникновении;
- стенд под раздаточный материал, оборудованный для распространения памяток по действиям при возникновении ЧС природного и техногенного характера (приложение № 1).
Учебный класс должен быть оснащен следующим учебным имуществом:
- противогазы для взрослых разные;
- противогазы для детей разные;
- камера защитная детская КЗД-6;
- респираторы разные;
- огнетушители (разные);
- ватно-марлевая повязка (ВМП);
- противопыльная тканевая маска ПТМ-1;
- индивидуальные противохимические пакеты (ИПП);
- пакеты перевязочные индивидуальные (ППИ);
- бинты, вата и другие материалы для обучения по изготовлению индивидуальных средств защиты органов дыхания;
- учебная литература по ГО и защите от ЧС;
- памятки различного содержания;
- видеофильмы по ГО и защите от ЧС (приложение № 2).
Для проведения занятий обучаемые формируются в учебные группы, которые создаются из жителей одного дома (нескольких малых домов или подъездов). Оптимальным вариантом является группа из 10 - 15 человек. При создании учебных групп желательно учитывать возраст, состояние здоровья, уровень подготовки обучаемых по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. В каждой из них назначается старший группы, как правило, из числа офицеров и прапорщиков запаса, активистов и ветеранов гражданской обороны. По возможности за учебными группами закрепляются постоянные места проведения занятий.
Большую часть учебного времени следует отводить практическим занятиям и тренировкам, в ходе которых отрабатывать действия по сигналам оповещения, правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, эвакомероприятия.
Продолжительность занятий одной группы, как правило, 1 - 2 часа в день.
Кроме того, может применяться самостоятельная работа по изучению учебно-методической литературы.
В конце учебного года проводится итоговое занятие методом беседы в сочетании с выполнением практических нормативов по выполнению приемов оказания первой медицинской помощи и пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Неработающее население, прошедшее обучение по полной программе, в следующем году вместо текущей подготовки (частично или полностью) может привлекаться на учения, проводимые при управляющих организациях по месту жительства.
Каждому пришедшему на пункт и познакомившемуся с его оснащением должны быть понятны реальные возможности защиты от ЧС как в военное, так и мирное время. Применительно к тематике обучения, для повышения наглядности и обеспечения самостоятельной работы обучаемых на УКП, необходимо иметь комплекты плакатов, схем, видеофильмов, слайдов, диапозитивов, нормативные правовые акты (выписки), подшивки журналов "Гражданская защита" и "Военные знания", памятки, рекомендации, учебно-методические пособия.
УКП по решению руководителя могут оснащаться дополнительными к типовому оснащению материалами, стендами, устройствами, обеспечивающими совершенствование процесса обучения населения в области гражданской защиты.
Для проведения занятий и консультаций привлекаются сотрудники УКП, специалисты управляющих организаций, консультанты из числа активистов гражданской обороны, прошедших подготовку в специальных учебных заведениях. По медицинским темам и по вопросам психологической подготовки занятия проводят работники органов здравоохранения, для отработки наиболее сложных тем, проведения практических занятий, тренировок привлекаются штатные специалисты управления по делам ГОЧС.
2. Пункт гражданской защиты (для населения, проживающего в сельской местности, при администрациях сел, поселков по аналогии и подобию городских пунктов).
Пункт гражданской защиты включает в себя:
- монитор, на котором транслируются обучающие видеофильмы, видеоролики или презентационный материал по действиям при ЧС различного характера;
- стол, на котором располагаются памятки, листовки, брошюры по действиям при ЧС различного характера;
- наглядные пособия, средства индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки, защитные костюмы, специальные очки);
- средства пожаротушения (огнетушитель);
- средства оказания первой помощи (аптечка).
Над столом вешаются стенды, плакаты и другие наглядные пособия. На одном из стендов размещаются извлечения из Законов Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне", отражающие основные требования и положения в части полномочий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших.
На других стендах даются ответы на вопросы о порядке рассредоточения и эвакуации населения. Указывается, как подготовиться к этому мероприятию, что брать с собой, как вести себя в пути. На плане района, города, населенного пункта показывается адрес сборного эвакопункта, маршрут движения (транспорта или пешей колонны), пункты посадки и высадки населения, пункты, где размещаются рассредоточиваемые и эвакуируемые и порядок движения к ним, где находится убежище, противорадиационное укрытие. Кто, когда и каким образом подает команду на эвакуацию. Что следует выполнить дома, прежде чем его покинуть. Дать четкую информацию, едут ли дети при эвакуации вместе с родителями или с детскими учреждениями. Какие прочие сооружения можно использовать дополнительно. Где расположены пункты выдачи противогазов и респираторов, кто, когда и в какой очередности их получает.
В содержании стенда сельского района вместо раздела "рассредоточение и эвакуация" дается организация приема эвакуированного населения, и дополнительно отражаются мероприятия, проводимые по защите сельскохозяйственного производства. Также указываются чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, характерные для данных мест проживания; места расположения пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и защитных сооружений; порядок действий населения в условиях ЧС различного характера.
В одном из разделов стенда необходимо поместить схему, на которой указать: начальник ГО (должность, фамилия), состав комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ), какие службы ГО имеются, их начальники, какими силами располагают, кто возглавляет отдел ГО и ЧС, наличие формирований, их состав и командиры, на базе каких структурных подразделений созданы, какой техникой, приборами и снаряжением оснащены.
В конце раздела указать, где находится отдел ГО и ЧС, комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, их телефоны. Дать адреса и телефоны органа управления по делам ГО и ЧС города, района.
Стенды должны содержать обязательную информацию:
о характерных нарушениях пожарной безопасности, причинах пожара, основных поражающих факторах пожара, характерных нарушениях, профилактике и противопожарных мероприятиях в жилом доме;
по эксплуатации печного отопления, а также первичных средствах пожаротушения, порядок их использования, действия населения при пожаре, правила оказания само- и взаимопомощи при ожогах и при поражении электрическим током.
3. Уголок гражданской защиты (для населения, проживающего в сельской местности, при администрациях сел, поселков).
В отличие от двух других видов создания УКП, данный вид является наиболее простым в установке, содержании и финансовых затратах, который включает в себя:
- памятки по действиям населения в ЧС (указанные выше);
- список ссылок на WEB-страницы, содержащие информационный и обучающий материал по гражданской обороне и действиям при ЧС различного характера;
- инструкции по применению простейших средств защиты в загородных условиях;
- наставления по использованию средств защиты;
- сигналы оповещения и действия по ним и другие документы.
Для изучения указанного материала основной упор следует делать на самостоятельную работу населения.

Содержание стендов должны быть просты в оформлении, доступны в понимании, убеждать людей в реальности защиты от поражений при возникновении чрезвычайных ситуаций, воспитывать высокие морально-психологические качества. Каждый, посетивший УКП, должен получить конкретную исчерпывающую информацию о возможных чрезвычайных ситуациях в районе его проживания, местах укрытия и маршрутах следования к ним, адреса пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, порядке эвакуации.
Стенды должны содержать обязательную информацию:
- о характерных нарушениях пожарной безопасности, причинах пожара, основных поражающих факторах пожара, характерных нарушениях, профилактике и противопожарных мероприятиях в жилом доме;
- по эксплуатации печного отопления, а также первичных средствах пожаротушения, порядок их использования, действия населения при пожаре, правила оказания само- и взаимопомощи при ожогах и при поражении электрическим током.

III. Перечень документов, разрабатываемых
в учебно-консультационных пунктах


Панирующие документы:
- приказ руководителя организации, при котором создан УКП, об организации его работы (приложение № 3);
- положение об УКП;
- план работы УКП на учебный год (приложение № 4);
- распорядок дня работы УКП (приложение № 5);
- график дежурства по УКП его сотрудников (приложение № 6);
- программа подготовки (с содержанием тем) неработающего населения.
Документы по учету подготовки:
- расписание занятий и консультаций на учебный год (на каждого инструктора-консультанта) (приложение № 7);
- журнал учета проведения занятий и посещаемости обучаемых (приложение № 8);
- журнал учета населения, обратившегося за консультацией в области безопасности жизнедеятельности (приложение № 9).
Учебно-методические материалы:
- методические разработки по проведению занятий согласно утвержденным программам;
- планы проведения занятий;
- памятки, листовки, буклеты и др. материалы для распространения среди населения.
Руководители органов местного самоуправления могут изменять рекомендуемую тематику занятий (темы и количество часов на их изучение) с учетом территориальных особенностей, отраслей производства и степени подготовленности населения.

IV. Обязанности консультанта УКП

Для проведения учебных занятий приказом руководителя организации, на базе которого организуется деятельность в УКП, назначаются инструкторы (консультанты) и создаются учебные группы.
Инструктор (консультант) обязан:
- осуществлять контроль за ходом самостоятельного обучения людей и оказывать индивидуальную помощь обучаемым;
- составлять заявки на приобретение учебных и наглядных пособий, соответствующей литературы;
- следить за содержанием УКП;
- поддерживать постоянное взаимодействие по вопросам обучения с органами, специально уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты от ЧС муниципального образования;
- разрабатывать программу подготовки (с содержанием тем) неработающего населения;
- готовить расписание занятий и консультаций на учебный год;
- вести журнал учета проведения занятий и посещаемости обучаемых;
- вести журнал учета населения, обратившегося за консультацией в области безопасности жизнедеятельности.
Для сотрудников УКП, работающих по совместительству или на общественных началах, обязанности уточняются (разрабатываются применительно к своим штатам) руководителем учреждения, при котором создан УКП.
Основное внимание при обучении неработающего населения обращается на его моральную и психологическую подготовку к умелым и решительным действиям по сигналам гражданской обороны и в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его проживания, воспитание у него чувства высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от опасных явлений. Обучаемые должны знать места расположения пунктов выдачи средств индивидуальной защиты и защитных сооружений гражданской обороны, правила проведения эвакомероприятий в чрезвычайных ситуациях.
По окончании курса обучения население должно:
а) знать:
- основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении;
- основные требования пожарной безопасности в быту;
- основные средства и способы защиты от аварийно химически опасных веществ, современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- порядок действий по сигналу "Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов управления ГОЧС на местах;
- правила проведения эвакомероприятий в ЧС мирного и военного времени;
б) уметь:
- пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты и изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
- правильно действовать по сигналу "Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов управления ГОЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, переломах, ранениях, кровотечениях;
- защищать детей и обеспечивать безопасность при выполнении мероприятий ГО.
В обучении населения к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера большое место должны занимать видеофильмы. Они обладают широкими возможностями морально-психологического воздействия на людей, являются одним из эффективных средств пропаганды и подготовки населения. Видеозаписи раскрывают многие проблемы защиты населения и территорий, помогают в обучении населения к осознанным действиям в сложных условиях. Тематика видеозаписей по проблемам подготовки населения к действиям в ЧС достаточно разнообразна (приложение № 10). Поэтому организация учебного занятия с применением видеозаписей требует от преподавателя правильного подбора записей, отвечающих теме занятий, определения целесообразности сочетания их демонстрации с излагаемым материалом. Руководитель занятий обязан установить последовательность демонстрации видеозаписей. Она может быть следующей:
- изложение учебного материала перед демонстрацией видеозаписи;
- демонстрация с последующим объяснением (беседой) по содержанию записи и учебной теме;
- чередование демонстрации отдельных частей и фрагментов с объяснением их содержания.
Значительную часть учебного времени следует отводить практическим занятиям с населением. Участие населения в тренировках позволяет практически отработать действия его в ЧС. Тренировки целесообразно организовывать с участием работников органов управления ГОЧС или членов КЧС и ПБ муниципального уровня. Тематика тренировок представлена (приложение № 11).





Приложение № 1
к Положению
по созданию, организации работы,
оборудованию и оснащению
учебно-консультационных пунктов
для подготовки населения в области
ГО и защиты от ЧС
в городском округе Нальчик











Приложение № 2
к Положению
по созданию, организации работы,
оборудованию и оснащению
учебно-консультационных пунктов
для подготовки населения в области
ГО и защиты от ЧС
в городском округе Нальчик

ПЕРЕЧЕНЬ
ВИДЕОФИЛЬМОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОСМОТРА
В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

1. Охрана окружающей среды города, района.
2. Город и природа.
3. Закон безопасности.
4. Меры безопасности.
5. Это должен знать каждый.
6. Электробезопасность.
7. Огнетушители.
8. Техника безопасности на автомобильном транспорте.
9. Пожарная безопасность.
10. Лавины, тонкий лед. Гололед. Завалы при землетрясениях.
11. Транспортировка пострадавших. Переломы. Остановка кровотечения.
12. Реанимация. Электротравмы. Ожоги у детей. Инородное тело.
13. Ртутное загрязнение. Газ. Очистка воды.
14. Пожар в лесу. Пожар в высотном доме, общественном здании, в квартире.
15. Азбука выживания.
16. Ребенок в городе I и II. Пищевое отравление. Температура у ребенка.
17. Железнодорожная авария. Безопасность на воде. Если вы заблудились в лесу.
18. Когда звучит сигнал "Внимание всем!".
19. Населению о гражданской обороне. Ваша безопасность. Стихийные бедствия. Карантин. Спасение на водах.
20. Невидимая опасность.
21. Локализация аварийных ситуаций.
22. Катастрофы, аварии.
23. Основы радиационной безопасности.
24. Действия населения в зоне радиоактивного заражения.
25. В зоне затопления МЧС РФ.
26. Химическая тревога.
27. ЧС вблизи школы.
28. Спасатель.
29. В случае аварии на атомной станции.
30. Действия населения при химически опасных авариях.
31. Работа пункта СИЗ.
32. СИЗ.
33. АХОВ - хлор.
34. Экология.
35. Осторожно! Транспортируется АХОВ.
36. Если случится беда.
37. Противогаз ГП-7.
38. Детские противогазы.
39. Это надо знать.
40. Сигналы оповещения ГО.
41. Самопомощь и взаимопомощь в очагах массового поражения.
42. Режимы радиационной защиты.
43. Основы защиты населения.
44. Обеззараживание и санитарная обработка.
45. Защита продовольствия.





Приложение № 3
к Положению
по созданию, организации работы,
оборудованию и оснащению
учебно-консультационных пунктов
для подготовки населения в области
ГО и защиты от ЧС
в городском округе Нальчик

ПРИКАЗ

------------------------------------------------------------------
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: возможно, в
нижеследующем абзаце слово "(район)" - лишнее.
------------------------------------------------------------------
"___"__________ 20 _ г. ___________город (район) № __

Об организации работы учебно-консультационного пункта по ГОЧС
для обучения неработающего населения

------------------------------------------------------------------
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: возможно, в
нижеследующем абзаце вместо слов "постановления местной администрации
__________ района от ___________ № ____ "О создании учебно-консультационных
пунктов по ГОЧС при _______________________ района" следует читать
"постановления Местной администрации городского округа Нальчик КБР
от 14.04.2015 № 716 "О создании учебно-консультационных пунктов по
подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций в городском округе Нальчик".
------------------------------------------------------------------
В целях выполнения постановлений Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2003 года № 547 "О подготовке населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 2 ноября
2000 года № 841 "Об утверждении положения об организации обучения населения
в области гражданской обороны" и постановления местной администрации
__________ района от ___________ № ____ "О создании учебно-консультационных
пунктов по ГОЧС при _______________________ района" приказываю:
1. Обучение неработающего населения, проживающего на территории
____________, организовать на учебно-консультационном пункте по ГОЧС (далее
- УКП) ______ № ____.
2. Назначить начальником УКП при _______ № _____ ___________ (Ф.И.О.) с
____________(дата).
3. Начальнику УКП разработать и представить мне на утверждение:
- до _____ план работы УКП при _________ N____ по обучению
неработающего населения;
- до _____ распорядок дня работы УКП и вывесить его в __________;
- до ______график дежурства по УКП на 1-е полугодие;
- до _____ завести журнал учета посещения мероприятий и консультаций;
- до _____ в _____оборудовать помещение (место) для проведения
мероприятий согласно Положению об УКП;
- до _____ составить заявку на приобретение приборов, учебной
литературы, пособий, брошюр и памяток.
4. ___________совместно с бухгалтером составить смету расходов на
приобретение необходимого оборудования (мебели, ТСО), учебного имущества,
литературы.
5. Ежегодно организовывать подписку на журналы "Гражданская защита" и
"Военные знания" и хранить их подшивку на УКП.

Директор (начальник) _______ № _____ ____________ _________________
(подпись) (фамилия)





Приложение № 4
к Положению
по созданию, организации работы,
оборудованию и оснащению
учебно-консультационных пунктов
для подготовки населения в области
ГО и защиты от ЧС
в городском округе Нальчик

Согласовано Утверждаю
Ответственный по УКП Руководитель управляющей компании
"___" _________ 20_ года "___" _________ 20__ года

ПЛАН
работы учебно-консультационного пункта управляющей компании
"________________" на 20___ год

№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки проведения
Ответственные исполнители
Кто привлекается
Отметка о выполнении
1. Организационные мероприятия
1.





2.





3.





2. Подготовка неработающего населения
1.





2.





3.





4.





3. Совершенствование учебно-материальной базы
1.





2.





3.





4. Контроль и оказание помощи
1.





2.





3.






Руководитель подразделения Ф.И.О.





Приложение № 5
к Положению
по созданию, организации работы,
оборудованию и оснащению
учебно-консультационных пунктов
для подготовки населения в области
ГО и защиты от ЧС
в городском округе Нальчик

Утверждаю
Руководитель ГО ______ № ___
__________ ____________
(подпись) (фамилия)
"__" __________ 20__ г.

РАСПОРЯДОК
работы учебно-консультационного пункта № __
при _____ № ___

Понедельник с 15.00 до 18.00
Четверг с 08.00 до 12.00
Вторник с 15.00 до 18.00
Пятница с 08.00 до 12.00

Начальник УКП № __ при ______ № __

___________ ______________
(подпись) (фамилия)





Приложение № 6
к Положению
по созданию, организации работы,
оборудованию и оснащению
учебно-консультационных пунктов
для подготовки населения в области
ГО и защиты от ЧС
в городском округе Нальчик

Утверждаю
Руководитель ГО ______ № ___
__________ ____________
(подпись) (фамилия)
"__" __________ 20__ г.

ГРАФИК
дежурств по УКП № ___ при ______ № ___
на 1-е (2-е) полугодие 20 ___ года

№ п/п
Фамилия, имя, отчество
Должность
Дни дежурств
1
2
3
4





Начальник УКП № __ при ________ № __

___________ ______________
(подпись) (фамилия)
Примечание. Дежурство на УКП по ГОЧС организуется из числа его сотрудников, наиболее подготовленных и активных жильцов.





Приложение № 7
к Положению
по созданию, организации работы,
оборудованию и оснащению
учебно-консультационных пунктов
для подготовки населения в области
ГО и защиты от ЧС
в городском округе Нальчик

Утверждаю
Руководитель ГО ______ № ___
__________ ____________
(подпись) (фамилия)
"__" __________ 20__ г.

РАСПИСАНИЕ
проводимых мероприятий на УКП № __ при _____
на __________________ месяц

№ п/п
Наименование мероприятия
Метод проведения
Дата
Время
Место
Руководитель
Отметка о выполнении
1
2
3
4
5
6
7
8









Начальник УКП № ___ при _______ № ____

___________ ______________
(подпись) (фамилия)





Приложение № 8
к Положению
по созданию, организации работы,
оборудованию и оснащению
учебно-консультационных пунктов
для подготовки населения в области
ГО и защиты от ЧС
в городском округе Нальчик

ЖУРНАЛ
(лицевая сторона)
учета посещаемости мероприятий на УКП № ___
при _____ № ____

Консультант (инструктор) _____________________
(фамилия, инициалы)
Начало "___" ___________ 20 __ г.
Окончание "___" __________ 20 __ г.

(внутренняя форма журнала, левая сторона)

Учет посещаемости мероприятий

№ п/п
Фамилия, имя, отчество обучаемого
Домашний адрес, телефон
Наименование мероприятия
1
2
3
4
1
Иванов Иван Иванович
ул. Ленина, д. 1, кв. 5, тел.: 34-43-58
пенсионер

(внутренняя форма журнала, правая сторона)

Время проведения мероприятия
Ответственный за мероприятие
1
2
3
4
5
6
7
8









Примечания:
1. Журнал хранится у начальника (инструктора, консультанта) УКП.
2. Учет посещаемости ведется на каждом мероприятии.





Приложение № 9
к Положению
по созданию, организации работы,
оборудованию и оснащению
учебно-консультационных пунктов
для подготовки населения в области
ГО и защиты от ЧС
в городском округе Нальчик

ЖУРНАЛ
персонального учета населения, закрепленного
за УКП ___ № ___

№ п/п
Фамилия, имя, отчество
Год рождения
Домашний адрес, телефон
Причина безработицы
1
2
3
4
5
1
Иванов Иван Иванович
1940
ул. Ленина, д. 1, кв. 5
Тел.: 34-43-58
пенсионер






Примечание. Журнал хранится на УКП постоянно, заполняется в ходе обучения и уточняется ежегодно.

Начальник УКП № при _____ № ___

___________ _____________
(подпись) (фамилия)






Приложение № 9
к Положению
по созданию, организации работы,
оборудованию и оснащению
учебно-консультационных пунктов
для подготовки населения в области
ГО и защиты от ЧС
в городском округе Нальчик

Рекомендуемая тематика
для подготовки населения, не занятого в сфере
производства и обслуживания, к действиям
в чрезвычайных ситуациях

№ тем
Кол-во часов
Наименование тем
Примечание
1
1
Обязанности населения по гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях. Действия населения по сигналу "Внимание всем!"

2
1
Стихийные бедствия, аварии и катастрофы, возможные на территории, местного уровня

3
1
Аварийно химически опасные вещества, их воздействие на организм человека. Предельно допустимые и поражающие концентрации

4
1
Средства коллективной и индивидуальной защиты населения. Медицинские средства защиты

5
1
Повышение защитных свойств дома (квартиры) от проникновения радиоактивной пыли и АХОВ. Выполнение противопожарных мероприятий

6
1
Защита продуктов питания и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами. Санитарная обработка людей

7
1
Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации

8
1
Особенности защиты детей. Обязанности взрослого населения по ее организации

9
1
Морально-психологическая подготовка населения к действиям в ЧС

10
2
Оказание само- и взаимопомощи при ранениях, кровотечениях, переломах и ожогах. Основы ухода за больными

11
1
Итоговая беседа по пройденным темам


Примечание. В рекомендуемой тематике указаны основные темы, подлежащие изучению. Однако, в зависимости от местных условий и специфики отраслей экономики соответствующими руководителями ГО муниципальных уровней разрешается вносить изменения и дополнения в тематику в объеме программы, утвержденной МЧС России.

Содержание тем

Тема 1. Обязанности населения по гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях. Оповещение о ЧС. Действия населения по сигналу "Внимание всем!"

Основные задачи РСЧС в проведении единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Гуманный характер задач и действий в чрезвычайных ситуациях. Обязательное обучение граждан Российской Федерации действиям в ЧС. Основные обязанности населения в выполнении мероприятий ГО.
Порядок оповещения о стихийных бедствиях, об угрозе аварии или ее возникновении, а также об угрозе или нападении противника. Варианты речевых информаций при авариях на химически опасных объектах, на атомных энергетических установках, при угрозе землетрясений, наводнений.
Отработка практических действий по сигналу "Внимание всем!" при нахождении дома, на улице, в общественном месте и городском транспорте.

Тема 2. Стихийные бедствия, аварии и катастрофы, возможные на территории, местного уровня

Виды стихийных бедствий и их краткая характеристика. Лесные, торфяные, степные и полевые пожары, землетрясения, ураганы, наводнения, снежные заносы и обледенения, оползни и селевые потоки.
Понятие о спасательных и других неотложных работах при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Обязанности населения, не занятого в сфере производства и обслуживания, по обеспечению успешного проведения спасательных работ. Меры безопасности при выполнении спасательных работ.

Тема 3. Аварийно химически опасные вещества, их воздействие на организм человека. Предельно допустимые и поражающие концентрации

Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) и их физико-химические свойства. Хлор, его физико-химические свойства. Признаки отравления хлором, средства индивидуальной защиты. Аммиак, его свойства. Признаки отравления аммиаком и средства защиты от него.
Предельно допустимые и поражающие концентрации АХОВ для организма человека. Оказание медицинской помощи при поражении АХОВ. Приборы химической разведки медицинской и ветеринарной служб (ПХР-МВ).

Тема 4. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения. Медицинские средства защиты

Классификация защитных сооружений. Убежища с оборудованием промышленного изготовления и с упрощенным внутренним оборудованием. Основные элементы убежища. Противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.
Назначение, устройства и подбор фильтрующих противогазов, респираторов и правила пользования ими. Противогазы ГП-5, ГП-7.
Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи, их защитные свойства, порядок изготовления и пользования. Пункт выдачи ИСЗ.
Индивидуальный перевязочный пакет, его назначение и правила пользования. Практическая работа с перевязочным пакетом.
Аптечка индивидуальная (АИ-2), ее содержание, назначение и порядок применения в ЧС. Практическая работа с аптечкой.
Индивидуальные противохимические пакеты (ИПП-10 - "ЭПЛАН", ИПП-11), их назначение и порядок пользования ими. Практическая работа с пакетами.

Тема 5. Повышение защитных свойств дома (квартиры) от проникновения радиоактивной пыли и АХОВ. Выполнение противопожарных мероприятий

Проведение работ по защите от проникновения радиоактивной пыли и аэрозолей. Заделывание щелей в дверях и окнах, установка уплотнителей. Усиление защитных свойств помещений от радиоактивных излучений.
Подготовка квартиры в противопожарном отношении. Создание запасов противопожарных средств. Тренировка в обращении с огнетушителями. Соблюдение правил обращения с электронагревательными приборами, газовыми и электрическими плитами. Локализация и тушение пожаров.

Тема 6. Защита продуктов питания и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами. Санитарная обработка людей

Защита продуктов питания и воды в домашних условиях. Практическое выполнение работ по защите хлеба и кондитерских изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и овощей. Использование металлической и стеклянной посуды, полиэтиленовых пленок и клеенки, картонной и деревянной тары. Создание запасов воды и порядок ее хранения. Нормы расхода воды на человека в день для приготовления пищи, питья и санитарно-гигиенических мероприятий.
Частичная и полная санитарная обработка.

Тема 7. Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации

Эвакуация, ее цели. Принципы и способы эвакуации. Эвакуационные органы. Отработка порядка оповещения о начале эвакуации.
Подготовка людей к следованию в загородную зону: подготовка вещей, документов, продуктов питания и воды. Работы, которые необходимо выполнить в квартире (доме) перед убытием. Знакомство со сборным эвакуационным пунктом (СЭП) и порядок его работы. Действия населения на СЭП.
Особенности эвакуации комбинированным способом. Построение пеших колонн. Правила поведения на маршруте движения и приемном эвакуационном пункте. Защита людей и медицинское обеспечение в ходе эвакуации, расселение и трудоустройство в местах размещения. Экстренная эвакуация, порядок ее проведения.

Тема 8. Особенности защиты детей. Обязанности взрослого населения по ее организации

Обязанности взрослого населения по защите детей. Действия родителей по защите детей. Защита детей при нахождении их дома, на улице, в учебном заведении и в детском дошкольном учреждении.
Особенности размещения детей в убежищах и укрытиях. Эвакуация детей из городов, организация посадки на транспорт, правила поведения в пути и в местах размещения.
Особенности устройства детских противогазов (ПДФ-7, ПДФ-Ш, ПДФ-2Ш, ПДФ-2Д) и камеры защитной детской (КЗД). Подбор и подготовка маски противогаза на ребенка.
Надевание противогаза, респиратора, противопыльной тканевой маски и ватно-марлевой повязки на ребенка.
Особенности применения аптечки индивидуальной (АИ-2) и индивидуального противохимического пакета для защиты детей.
Особенности защиты детей при действиях по сигналу оповещения о ЧС и в очагах поражения (зонах заражения). Отыскание детей в горящих и задымленных зданиях.

Тема 9. Морально-психологическая подготовка населения к действиям в ЧС

Задачи и содержание морально-психологической подготовки. Организация, формы и методы повышения морально-психологической подготовки населения к действиям в ЧС. Организация, формы и методы повышения морально-психологической подготовки населения к действиям в ЧС. Организация привлечения граждан к обучению их действиям в условиях аварий, катастроф и стихийных бедствий и к участию в мероприятиях РСЧС.

Тема 10. Оказание само- и взаимопомощи при ранениях, кровотечениях, переломах и ожогах. Основы ухода за больными

Первая помощь при ранениях и кровотечениях. Приемы и способы остановки кровотечения. Применение табельных и подручных средств. Правила и приемы наложения повязок на раны и обожженные участки тела при помощи индивидуального перевязочного пакета, бинтов, марли и подручного материала.
Помощь при переломах, ушибах и вывихах. Приемы и способы обеспечения иммобилизации с применением табельных, подручных средств.
Помощь при ожогах и обморожениях. Ожоги от светового излучения. Оказание помощи при шоке, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах. Помощь утопающему. Способы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Основы ухода за больными.





Приложение № 11
к Положению
по созданию, организации работы,
оборудованию и оснащению
учебно-консультационных пунктов
для подготовки населения в области
ГО и защиты от ЧС
в городском округе Нальчик

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА
ТРЕНИРОВОК НЕРАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ
ПРИ УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТАХ ГОЧС

1. Действия по предупредительному сигналу "Внимание всем!"
2. Действия при стихийном бедствии, характерном для данного района.
3. Частичная санитарная обработка при заражении радиоактивными веществами.
4. Заполнение защитного сооружения и порядок выхода из него.
5. Сбор неработающего населения на сборном эвакуационном пункте.
6. Получение СИЗ на пункте выдачи СИЗ и подготовка их к использованию.
7. Пользование препаратами аптечки индивидуальной АИ-2.
8. Пользование индивидуальными противохимическими пакетами ИПП-10, ИПП-11.
9. Пользование перевязочным пакетом медицинским ППМ.
10. Оказание помощи при поражении АХОВ.
11. Герметизация жилых помещений.
12. Защита продуктов питания и воды.
13. Оказание само- и взаимопомощи при ожогах, переломах, ранениях, кровотечениях.


------------------------------------------------------------------