По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минтрудсоцзащиты КБР от 25.09.2015 N 307-П "Об организации наставничества в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики"



МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ
от 25 сентября 2015 г. № 307-П

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
В МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", в целях внедрения института наставничества в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации об организации наставничества в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики (далее - методические рекомендации).
2. Руководителям структурных подразделений Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики организовать проведение наставничества в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными настоящим приказом.
3. Отделу государственной службы и кадров административно-правового департамента (Уначева С.Р.) осуществлять организационное и методическое сопровождение работы по наставничеству.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики Ацканова Р.Р.

Министр
А.ТЮБЕЕВ





Приложение
к приказу
Министерства труда,
занятости и социальной защиты
Кабардино-Балкарской Республики
от 25 сентября 2015 г. № 307-П

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
В МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

I. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации об организации наставничества в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики (далее - методические рекомендации) определяют цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство).
1.2. Наставничество на гражданской службе представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей гражданских служащих.
1.3. Наставничество является кадровой технологией, предполагающей передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, а также содействие обеспечению их профессионального становления и развития.
1.4. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей структурных подразделений министерства, наиболее опытных гражданских служащих этих подразделений, хорошо знакомых с типовыми процедурами в министерстве, по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, по адаптации к исполнению должностных обязанностей, по самостоятельному выполнению служебных обязанностей, по повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности.
1.5. Наставничество осуществляется в целях оказания практической помощи в профессиональном становлении, в приобретении новых профессиональных знаний и навыков в отношении:
гражданских служащих, впервые поступивших на гражданскую службу (в том числе с установлением срока испытания);
гражданских служащих, вновь принятых на гражданскую службу после продолжительного перерыва в ее прохождении (в случае установления срока испытания);
гражданских служащих, назначенных на иную должность гражданской службы;
гражданских служащих, изменение и/или выполнение новых должностных обязанностей которых требует назначения наставника.
1.6. Нормативной правовой основой организации наставничества в министерстве являются:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
- настоящие методические рекомендации.
1.7. Участниками наставничества являются:
- лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, - гражданский служащий, впервые поступивший на гражданскую службу (в том числе с установлением срока испытания); гражданский служащий, вновь принятый на гражданскую службу после продолжительного перерыва в ее прохождении (в случае установления срока испытания); гражданский служащий, назначенный на иную должность гражданской службы; гражданский служащий, изменение и/или выполнение новых должностных обязанностей которого требует назначения наставника; стажер/студент, заключивший договор об обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и/или проходящий стажировку/практику в министерстве;
- наставник - гражданский служащий или иное лицо, назначаемое ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество в министерстве;
- руководитель структурного подразделения министерства;
- заместитель министра;
- отдел государственной службы и кадров министерства, осуществляющий организационное и документационное сопровождение процесса наставничества.

II. Цели и задачи наставничества

2.1. Целями наставничества являются:
- подготовка гражданских служащих к самостоятельному выполнению должностных обязанностей;
- минимизация периода их адаптации к замещаемой должности;
- помощь в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей.
2.2. Задачами наставничества являются:
- оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
- оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков лица, в отношении которого осуществляется наставничество, минимизация ошибок, связанных с самостоятельным исполнением им своих должностных обязанностей;
- ускорение процесса профессионального становления и развития лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействие в выработке навыков служебного поведения лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством;
- ознакомление лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленное на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
- развитие у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, интереса к служебной деятельности, содействие их закреплению на гражданской службе.
2.3. К совершенствованию механизмов наставничества могут привлекаться советы наставников, представители общественных советов, а также иных организаций.

III. Организация наставничества

3.1. Наставничество устанавливается в отношении лиц, исполнение должностных обязанностей которых требует обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей гражданских служащих, в том числе расширения или освоения новых профессиональных знаний, овладения новыми практическими навыками.
3.2. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Срок наставничества предлагается руководителем структурного подразделения в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых навыков, наставничество по согласованию с руководителем структурного подразделения и наставником может быть завершено досрочно.
3.3. Наставник назначается из числа профессионально компетентных гражданских служащих министерства и лиц, уволенных в связи с достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе, показавших высокие результаты служебной деятельности, проявивших способности к воспитательной работе, пользующихся авторитетом в коллективе, имеющих практические навыки осуществления должностных (служебных) обязанностей по должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, замещавших должность не ниже должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, и проработавших в замещаемой должности не менее одного года.
3.4. Назначение наставников осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником. Кроме того, выполнение функций наставника может осуществляться на основе гражданско-правового договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.5. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом министра не позднее двух недель со дня назначения лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на должность гражданской службы или приступления его к выполнению должностных обязанностей. Основанием для издания приказа о наставничестве является служебная записка руководителя структурного подразделения, в котором осуществляется наставничество, при обоюдном согласии наставника и лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество.
3.6. В случаях увольнения наставника, перевода на другую работу наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, продолжительной болезни или длительной командировки наставника, замена наставника оформляется приказом министерства. При этом период осуществления наставничества не изменяется.
3.7. Замена наставника осуществляется приказом министра по письменному обращению соответствующего руководителя структурного подразделения, наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество:
- при прекращении наставником трудовых отношений с министерством;
- при переводе (назначении) наставника или гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в другое подразделение министерства или на иную должность;
- при неисполнении наставником своих обязанностей;
- по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.
При этом период осуществления наставничества не изменяется.
3.8. Ответственность за организацию наставничества в конкретном структурном подразделении несет руководитель данного структурного подразделения, который:
- определяет срок наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- определяет кандидатуру наставника, осуществляет контроль его деятельности и деятельности закрепленного за ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
- создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество;
- обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
3.9. Отдел государственной службы и кадров административно-правового департамента министерства (далее - кадровая служба) осуществляет координацию работы по наставничеству, заключающуюся в:
- подготовке проектов правовых актов, сопровождающих процесс наставничества;
- оказании консультационной помощи наставникам в разработке индивидуального плана мероприятий на период наставничества;
- проведении анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников;
- устранении трудностей, возникших в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
- проведении анализа, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.
Кадровая служба вправе проводить выборочное тестирование лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью проверки приобретенных ими знаний и навыков.
3.10. При наличии в министерстве десяти и более наставников, в министерстве создается совет (комиссия) по наставничеству, который осуществляет свою деятельность по координации наставничества во взаимодействии с кадровой службой государственного органа, в том числе:
- разрабатывает мероприятия по наставничеству на основе анализа существующих процессов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и критериев оценки наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- рекомендует руководителю структурного подразделения кандидатуры наставников из числа наиболее профессионально подготовленных сотрудников;
- оказывает методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
- изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы наставников;
- заслушивает на своих заседаниях отчеты наставников и лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, о проделанной работе.

IV. Рекомендации наставнику

4.1. Наставнику рекомендуется:
- разработать план мероприятия по наставничеству для лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с последующим их утверждением руководителем структурного подразделения;
- содействовать ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы министерства, с порядком исполнения распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;
- обеспечить изучение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
- оказывать индивидуальную помощь в изучении текущего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов министерства, в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- в качестве примера выполнять отдельные поручения и должностные обязанности совместно с лицом, в отношении которого осуществляется наставничество;
- передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
- всесторонне изучать деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к службе, коллективу, гражданам;
- быть требовательным, проявлять внимательность, помогать в преодолении имеющихся недостатков, в корректной форме давать оценку результатам работы служащего;
- личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, при необходимости корректировать поведение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на службе;
- периодически докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления;
- составлять формализованный отчет по итогам наставничества.
4.2. Наставник может:
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения руководителю подразделения о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей;
- осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества подготавливаемых документов;
- требовать выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, предусмотренного настоящими методическими рекомендациями порядка прохождения службы в период наставничества.
4.3. За ненадлежащее исполнение функций по наставничеству наставник может быть отстранен от осуществления наставничества.

V. Рекомендации лицу, в отношении которого
осуществляется наставничество

5.1. Лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, рекомендуется:
- изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов министерства, определяющих права и обязанности гражданского служащего, вопросы прохождения гражданской службы и профессиональной подготовки гражданского служащего;
- изучать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в министерстве;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных (служебных) обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;
- совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных должностных (служебных) обязанностей;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
- дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на службе и вне службы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.
5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, может:
- пользоваться имеющейся в подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю структурного подразделения.

VI. Завершение наставничества,
стимулирование работы наставника

6.1. В течение десяти календарных дней по окончании установленного приказом министерства срока наставничества наставник подготавливает формализованный отчет о результатах наставничества, который согласовывает с руководителем структурного подразделения. При необходимости лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
6.2. Согласованный с руководителем структурного подразделения формализованный отчет о результатах наставничества передается в кадровую службу.
6.3. Кадровая служба подготавливает сводный доклад заместителю министра об организации и результатах наставничества.
6.4. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
- положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
6.5. Результаты работы наставника могут учитываться при проведении аттестации наставника, продвижении его по службе, материальном и нематериальном стимулировании.


------------------------------------------------------------------