По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Местной администрации Лескенского муниципального района КБР от 18.03.2015 N 183 "Об утверждении Программы социально-экономического развития Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на 2015 - 2020 годы"



МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕСКЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. № 183

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ЛЕСКЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2015 - 2020 ГОДЫ


В соответствии со статьей 179 Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация Лескенского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Программу социально-экономического развития Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на 2015 - 2020 годы (прилагается).
2. Муниципальному казенному учреждению "Управление финансов местной администрации Лескенского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" (Таймасханова О.А.):
- обеспечить финансирование программных мероприятий в соответствии с Программой социально-экономического развития на 2015 - 2020 годы;
- установить, что в ходе реализации Программы мероприятия и объемы их финансирования подлежат корректировке с учетом утвержденных бюджетных ассигнований.
3. Рекомендовать главам сельских поселений Лескенского муниципального района обеспечить разработку аналогичных Программ социально-экономического развития сельских поселений.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Лескенская газета", а также разместить на официальном сайте местной администрации Лескенского муниципального района в сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы местной администрации Лескенского муниципального района Х.Х. Тимижева.

Глава местной администрации
Лескенского муниципального района КБР
А.АФАУНОВ





Утверждена
постановлением
Местной администрации
Лескенского муниципального района КБР
от 18 марта 2015 г. № 183

ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЛЕСКЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НА 2015 - 2020 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы
Программа социально-экономического развития Лескенского муниципального района на 2015 - 2020 годы

Постановление Правительства КБР от 28.05.2004 № 157-ПП "О типовом макете программы экономического и социального развития городов и районов Кабардино-Балкарской Республики" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства КБР от 31.10.2011 № 325-ПП.
------------------------------------------------------------------
Основание для разработки программы
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Жилищный кодекс Российской Федерации;
Земельный кодекс Российской Федерации;
Налоговый кодекс Российской Федерации;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года № 1485-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года";
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 14.08.1996 № 20-РЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики";
постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 мая 2004 года № 157-ПП "О типовом макете программы экономического и социального развития городов и районов Кабардино-Балкарской Республике";
Устав Лескенского муниципального района
Заказчик программы
местная администрация Лескенского муниципального района КБР
Основные разработчики программы
отраслевые управления и структурные подразделения местной администрации Лескенского муниципального района.
Координатор - разработчик Программы - отдел экономики и торговли местной администрации Лескенского муниципального района КБР
Основная цель программы
обеспечение комплексного экономического и социального развития муниципального района, повышение уровня жизни населения на основе устойчивого развития ведущих отраслей и формирование реального сектора экономики, трудоустройство незанятого населения, легализация скрытой занятости, обеспечение получения гражданами высоких доходов, увеличение налоговых поступлений, в т.ч. рост собственных доходов бюджета Лескенского муниципального района КБР
Основные задачи программы
создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, в т.ч.:
развитие малого бизнеса во всех сферах экономики;
комплексное развитие сельского хозяйства на основе качественного улучшения использования сельскохозяйственных земель, повышения урожайности и увеличения объемов производства продукции растениеводства и животноводства, государственной поддержки арендаторов сельскохозяйственных земель;
приоритетное развитие предприятий с наиболее высоким налоговым потенциалом;
создание необходимой социальной и инженерной инфраструктуры, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автодорог общего пользования, строительство и реконструкция объектов социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт);
повышение качества жизни населения за счет увеличения реальных доходов населения, существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, формирование эффективного рынка труда, повышения уровня занятости, улучшения жилищных условий и состояния здоровья, повышения уровня образования, обеспечения благоприятной экологической ситуации;
формирование собственной доходной базы местного бюджета, обеспечивающей поэтапное сокращение уровня дотационности
Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется в 2015 - 2020 годах.
1 этап - 2015 - 2017 годы;
2 этап - 2018 - 2020 годы.
Перечень подпрограмм (в т.ч. по основным мероприятиям)
Деление на подпрограммы не предусмотрено.
Реализация Программы проходит в два этапа, и 4 раздела: первый - развитие производственных отраслей и малого бизнеса; второй - развитие отраслей жизнеобеспечения; третий - развитие социальной сферы; четвертый - благоустройство территории
Исполнители программных мероприятий
территориальные федеральные и республиканские органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, местная администрация Лескенского муниципального района КБР, отраслевые управления и структурные подразделения местной администрации Лескенского муниципального района КБР в зависимости от курируемых направлений, местные администрации сельских поселений Лескенского муниципального района КБР, хозяйствующие субъекты
Объемы и источники финансирования программы
Затраты на финансирование Программы - всего 1012,3 млн рублей, в том числе:
средства бюджета Лескенского муниципального района (консолидация) - 18,7 млн рублей.
Планируемое привлечение средств из:
федерального бюджета - 165,3 млн рублей;
республиканского бюджета - 496,9 млн рублей;
внебюджетных источников (собственные средства предприятий, привлеченные кредитные средства, другие источники финансирования) - 331,4 млн рублей.
Запланированные программой средства из федерального, республиканского бюджетов являются ожидаемыми
Система организации контроля за исполнением программы
Заказчик - местная администрация Лескенского муниципального района КБР (в т.ч. - отраслевые управления и структурные подразделения местной администрации Лескенского муниципального района КБР в зависимости от курируемых направлений) отвечает за своевременное и полное проведение мероприятий и реализацию программных мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Лескенского муниципального района КБР.
Важные целевые индикаторы и показатели программы
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности "Программы социально-экономического развития Лескенского муниципального района на 2015 - 2020 годы" представлены в приложении № 5 (не приводится)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы
В результате выполнения мероприятий Программы будет обеспечено:
ускоренное развитие сел района;
формирование экономического потенциала с высоким уровнем качества проживания населения;
повышение уровня занятости трудоспособного населения за счет создания 188 новых рабочих мест;
повышение качества и доступности услуг образования и систем жизнеобеспеченности;
привлечение инвестиций в сумме 107,7 млн рублей;
снижение уровня дотационности консолидированного бюджета Лескенского муниципального района КБР до 36,7%

1. Социально-экономическое положение и основные
перспективы развития Лескенского муниципального района

1.1. Социально-экономическое положение
Лескенского муниципального района

Лескенский район с административным центром в с. Анзорей входит в состав Кабардино-Балкарской Республики и образован путем выделения его из состава Урванского района Кабардино-Балкарской Республики согласно постановлению Парламента КБР от 8 августа 2003 года № 672-П-П "Об образовании нового района КБР".
Административная территория Лескенского района расположена в юго-восточной части КБР и граничит на северо-востоке с землями Майского района, на юго-восточном и южном направлении - с землями Республики Северная Осетия-Алания, на юге и юго-западе - с землями Черекского района, на севере и северо-западе с землями Урванского района.
Общая площадь административной территории Лескенского района составляет 52306 га, из них сельскохозяйственные угодья - 26655, или 3,8% от общереспубликанской площади. Пашни занимают 14778 га. По занимаемой площади сельскохозяйственных угодий Лескенский район находится на 9 месте в республике, а в расчете на душу населения - на 7 месте.

На территории Лескенского района находятся 9 населенных пунктов (с. Анзорей, с. Аргудан, с. Верхний Лескен, с. 2-Лескен, с. Ерокко, с. Озрек, с. Ташлы-Тала, с. Хатуей, с. Урух).
Численность населения Лескенского района составляет 28,7 тыс. человек, или 3,2% от населения республики.
Общая площадь земель района составляет 52306 (приложение № 1 - не приводится), из них:
- земли сельскохозяйственного назначения - 26655 га (51,1%), в т.ч. сельскохозяйственные угодья - 24263 га.;
- земли поселений 2513 га (4,7%);
- земли промышленности, транспорта, связи, обороны, энергетики - 449 га (0,85%);
- земли особо охраняемых территорий и объектов - 18 га (0,03%);
- земли лесного фонда - 21999 га (42,1%);
- земли водного фонда - 108 га (0,21%);
- земли запаса - 564 га (1,1%).

Общая площадь Лескенского района



Природные ресурсы. Лескенское-1 - месторождение кирпично-черепичного сырья расположено в 2,5 км к юго-западу от с. Анзорей. Сложено четвертичными суглинками и глинами мощностью до 30 м. Суглинок используется для изготовления кирпича марок 100 и 150. Горнотехнические и гидрогеологические условия разработки месторождения благоприятные. Запасы апробированы в количестве 450 тыс. м3 не утверждались. Прирост запасов возможен за счет доразведки прилегающих участков.
Аргуданское-1 - месторождение кирпично-черепичного сырья расположено у северо-восточной окраины с. Аргудан, представлено суглинками легкоплавкими, пригодными для производства кирпича, мощностью 3,0 - 7,0 м. Горнотехнические и гидрогеологические условия разработки месторождения благоприятные, вскрыша не превышает 0,4 - 0,6 м. Запасы апробированы в количестве 58 тыс. м3 не утверждались. Прирост запасов возможен за счет доразведки прилегающих участков. Ориентировочно запасы по категории С2 составляют 16 млн м3.
Черек-Аргуданское месторождение технических подземных вод разведано для орошения. Расположено в северной части района. Запасы утверждены в количестве 55 тыс. м3/сут. по категориям А + В + С1. В настоящее время не эксплуатируется.
Аргудан-Лескен-Урухское месторождение питьевых подземных вод включает 4 участка. Запасы апробированы и составляют 15,3 тыс. м3/сут. Горная часть района испытывает дефицит в питьевых подземных водах. В рамках запроектированных работ по "Региональной оценке пресных подземных вод в горной части КБР" предполагается проведение геологического изучения, в том числе и в Лескенском районе.
Лесные ресурсы. Общая земельная площадь лесного фонда на 01.01.2014 составляет 21999 га, в т.ч. покрытая лесом площадь 21432 га. Общий запас леса составляет 6310,9 тыс. куб. м., в т.ч. спелой и перестойной древесины 1678,8 тыс. куб. м, ежегодный прирост древесины составляет 84 - 90 тыс. куб. м.
Все леса отнесены к первой группе, выполняющей преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции.
На базе лесхоза создана лесная семеноводческая производственная станция, где выращиваются более 1,8 млн сеянцев и саженцев, которые отпускаются всем лесхозам республики безвозмездно. На площади 160 га производится ежегодное восстановление леса лесхозом, в т.ч. посадка леса на 40 га.
Лесовосстановление осуществляется преимущественно за счет собственных средств лесхоза.
Экономика Лескенского района имеет ярко выраженное сельскохозяйственное направление. Занимая в общей площади республики 4,2%, в численности населения - 3,2%, Лескенский район производит почти 8,3% объема валовой продукции сельского хозяйства.
Все территории относятся к зоне высокоинтенсивного сельскохозяйственного развития. Агроклиматические условия позволяют повсеместно развивать производство зерновых. Помимо этого, во всех сельских поселений района и большинстве населенных пунктов развивается животноводство (как в сельскохозяйственных предприятиях, так и в личных подсобных хозяйствах населения).
Лескенский муниципальный район является одним из привлекательных и экономически выгодных районов республики, он имеет выгодное географическое положение, природные и трудовые ресурсы, промышленный и сельскохозяйственный потенциал, профессиональный и культурный уровень населения.
Общая численность населения составляет 28,7 тыс. человек. Численность экономически активного населения Лескенского района на начало 2014 г. составляет свыше 16,1 тыс. человек, в том числе занятых в экономике - 3,4 тыс. человек.
По национальному составу население Лескенского района района состоит:
- кабардинцы - 92%;
- осетины - 5,3%;
- балкарцы - 2,5%;
- русские - 0,2%.

Национальный состав населения
Лескенского муниципального района КБР



Сельское хозяйство и переработка

Экономика Лескенского района имеет ярко выраженное сельскохозяйственное направление. Его динамичное развитие характеризуется повышением показателей производства почти во всех отраслях. Район обладает существенным аграрным потенциалом. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в районе составляет 26655 га, из них площадь сельскохозяйственных угодий, сдаваемых в аренду органами местного самоуправления Лескенского района составляет 15516 га, из которых пашня - 13831 га, или 52% к общему количеству сдаваемых с/х земель.
Общий объем валовой продукции сельского хозяйства всех категорий в 2014 году составил 4014,3 млн рублей, что выше прошлогоднего уровня на 2,5%.

Производство продукции сельского хозяйства
по всем категориям хозяйств (млн руб.)



В растениеводстве район специализируется на производстве зерна, картофеля и овощей.
Безусловно, наличие плодородных почв обуславливает развитие этой отрасли. Основные направления производственной специализации в сельском хозяйстве соответствуют природно-климатическим условиям и особенностям хозяйства района. В растениеводстве наиболее развито производство зерновых, подсолнечника, овощей, картофеля, плодов и ягод, в животноводстве - производство молока и мяса крупного рогатого скота, овцеводство и птицеводство.
Доля объема производства Лескенского района по основным видам сельскохозяйственной продукции составляет:
- зерновые и зернобобовые - 8,9%;
- подсолнечник - 2,8%;
- картофель - 3,4%;
- овощи - 23,1%;
- плоды и ягоды - 5,4%;
- скот и птица - 5,3%;
- молоко - 5,5%;
- яйцо - 10%.

Производство продукции растениеводства
во всех категориях хозяйств (тыс. тонн)



Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств составляет 14,7 тыс. голов, в том числе 6,2 тыс. голов коров. А в сельскохозяйственных организациях насчитывается 1,5 тыс. голов КРС, в том числе 0,5 тыс. голов коров. Породный состав скотопоголовья подтверждает отсутствие годами селекционно-племенной работы во всех хозяйствах. Анализ состояния отрасли животноводства показывает, что практически во всех хозяйствах в структуре посевных площадей восстановлен баланс соответствия кормоединиц с условным поголовьем скота. Основная задача в перспективе - восстановление поголовья и улучшение его породного состава.

Поголовье крупного рогатого скота
по всем категориям хозяйств (голов) за 2012 - 2014 гг.



В последние годы в районе динамично развивалось животноводство. Сельхозпроизводителями данной отрасли был обеспечен рост производства по всем направлениям деятельности.

Производство продукции животноводства
во всех категориях хозяйств (тонн) за 2012 - 2014 гг.



Кроме того, благодаря поддержке племенного животноводства в предыдущие годы, выделению средств на организацию искусственного осеменения животных, поддержку маточного поголовья племенных хозяйств района улучшились породные качества разводимого скота.
Продолжается работа по технической и технологической модернизации сельского хозяйства. При этом в первую очередь приобретается высокопроизводительная техника, способная обеспечить внедрение в производство современных ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимальной обработки почвы.
Промышленный комплекс района на сегодня занимает незначительный удельный вес в структуре экономики - 2,1%.

Производство промышленной продукции в общем объеме
выпущенных товаров и услуг за 2012 - 2014 гг. (млн руб.)



Промышленный профиль Лескенского района определяет пищевая и перерабатывающая промышленность и представлена предприятиями: КФХ "Нэлмэс", ООО "Эль-Русь", ООО "Заря", ИП Бекалдиев.

Производство промышленной продукции
за 2012 - 2014 годы (млн руб.)



ООО ПК "Ермак" и ООО "Зори Лескена" простаивают из-за недостатка оборотных средств и отсутствия рынка сбыта. ООО "Альфа", ООО "Арго" простаивают из-за отсутствия лицензии.
Серьезной проблемой остается большой износ производственных фондов на предприятиях района. И наряду с расширением производства требуется серьезная реконструкция и техническое перевооружение предприятий.
Среди факторов, ограничивающих развитие промышленности района, можно выделить отсутствие стабильности на рынках сбыта, низкий уровень емкости внутрирайонного рынка для продукции предприятий местной промышленности.

Непроизводственная сфера

Торговля играет важнейшую роль в составе непроизводственной сферы. Валовое значение оборота розничной торговли закономерно увеличивается по годам (что связано в первую очередь с инфляцией, а также с увеличением оборота торговли).
Оборот розничной торговли в фактически действующих ценах, с досчетом по малым предприятиям по итогам 2014 года составил 54625 млн рублей, что на 73,7% больше показателя 2013 года.
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения в 2014 году составил 1,9 тыс. рублей в год или 135,7% к уровню 2013 года.

Оборот розничной торговли
в расчете на душу населения, тыс. руб.




В настоящее время на территории Лескенского муниципального района расположено 148 объектов торговли, в том числе магазинов - 80, мелкорозничная сеть - 59, аптек - 9. Из сферы бытового обслуживания в районе - 30, объектов общественного питания - 27, которые располагают посадочными местами в количестве 384 единиц, 17 объектов бытового обслуживания, 14 автозаправочных станций.
Развитию малого и среднего предпринимательства на территории района уделяется повышенное внимание. В связи с этим, дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, занятости населения и стабильности налоговых поступлений, рассматривается администрацией района как одна из приоритетных стратегических задач.
На территории Лескенского муниципального района осуществляют деятельность 82 малых предприятий и 751 индивидуальных предпринимателя, количество субъектов малого предпринимательства составляет 331 ед.

Количество субъектов малого предпринимательства (ед)



В отраслевой структуре субъектов малого и среднего бизнеса приходится на ведение сельского хозяйства - 52,3%, промышленного производства - 7,5%, торговли - 25,0%, строительство - 2,3%, транспорт - 2,9%, прочие - 12,0%.

В отраслевой структуре субъектов
малого и среднего бизнеса приходится на ведение, %



При этом количество субъектов малого и среднего бизнеса на 1,0 тыс. человек населения составило 11,25 единиц.
На территории Лескенского муниципального района с 2004 года по настоящее время действует муниципальный Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Лескенского муниципального района. Фонд располагает кредитным портфелем в сумме 10,1 млн рублей. За 2014 год выдано 40 займа на сумму 9,4 млн рублей, в том числе сельхозпроизводителям 29 займов на сумму 7,83 млн рублей.
Также в районе действует сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив. В настоящее время кооператив аккредитован в Ассоциации микрофинансовых организаций КБР, что позволило выйти на более высокий уровень по привлечению дополнительных внебюджетных средств для своей деятельности.
Жилищно-коммунальная сфера является главным фактором жизнеобеспечения района, от стабильной работы, которой зависит социальный комфорт жителей района и в немалой степени показатель эффективности работы исполнительной власти.
Будет реализовываться ряд федеральных, республиканских и районных целевых программ, направленных на улучшение жизни населения, а именно:

- РЦП "Реформирование и модернизация ЖКХ в КБР на 2014 - 2019 годы";

- "Повышение БДД на 2015 - 2020 годы" - утверждение титульного листа автомобильных дорог общего пользования, местного значения;

- ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий до 2015 - 2020 годов"
В 2014 году завершен капитальный ремонт здания амбулатории с.п. Урух сметной стоимостью 3,23 млн рублей. Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК-2) в с.п. Анзорей завершится в 2015 году. Разработан проект на спортивный зал в с.п. Хатуей, строительство не начато из-за старого здания школы (нужно сносить). Строительство мини-футбольного поля с искусственным покрытием в с.п. Анзорей - частичная подготовка основания (грунт сняли, покрыли гравием). Завершено строительство фельдшерско-акушерского пункта в с.п. Ерокко. Завершена подготовка проекта ФОК с плавательным бассейном в с.п. Анзорей. Для участков, выделенных льготным категориям граждан, согласно Указу Президента РФ подготавливается проектно-сметная документация на газификацию в с.п. Аргудан и в с.п. Анзорей.
В рамках республиканской программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда в 2013 году в с.п. Ерокко переселено из 9 домов 49 человек, площадью 492,3 кв. м, на общую сумму 13,1 млн рублей, в том числе за счет средств фонда - 11,3 млн рублей, республиканского бюджета - 1,8 млн рублей.
Ввод в действие жилых домов за 2014 год составил 5,9 тыс. кв. метров общей площади, или (104,5% к 2013 году), застроенных индивидуальными застройщиками.
Предприятия ЖКХ района за прошедший год в целом обеспечили стабильное функционирование объектов жизнеобеспечения. Без особых сбоев в зимний период работали котельные, водозаборные сооружения, объекты газо- и электроснабжения.

Ввод в действие жилых домов (тыс. кв. м)



Предприятия ЖКХ района за прошедший год в целом обеспечили стабильное функционирование объектов жизнеобеспечения. Без особых сбоев в зимний период работали котельные, водозаборные сооружения, объекты газо- и электроснабжения.

Общая площадь жилых помещений на 1 января 2041 года составляет 818,3 тыс. кв. м жилья, в расчете на одного жителя - 17,97 кв. м.

N
Наименование показателя
2012 год
2013 год
2014 год
1.
Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. м
401,1
409,7
418,3
2.
Средняя обеспеченность жильем, кв. м на одного жителя
14,1
14,3
14,5
3.
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м
4,8
5,5
5,9
4.
Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, %
0,6
0,62
0,21

Транспортное обслуживание

Транспортное обслуживание населения осуществляется частными транспортными средствами, которые удовлетворяют потребности района в пассажироперевозках.
За 2014 год пассажирооборот составил 22,66 млн пасс. км.
Протяженность автомобильных дорог составляет 716,26 км, в том числе федерального значения - 19,6 км, регионального - 164,98 км, муниципального - 565,8 км. На территории района расположено 14 мостов протяженностью 646,03 пог. м.
В текущем году завершена работа по реконструкции и ремонту автомобильных дорог, асфальтирование подъездов к кладбищам в с.п. Хатуей, с.п. Анзорей и капремонт автодороги М-29 "Кавказ" - Озрек, протяженностью 8,6 км, сметной стоимостью 36 млн рублей.
Ремонт автодорог местного значения за счет муниципальных дорожных фондов освоено на 6164,7 тыс. рублей.

Инвестиции

За 2014 год на развитие экономики и социальной сферы в Лескенском районе за счет всех источников финансирования использовано 101,5 млн рублей инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям.
Наиболее ощутимыми вложениями являются такие как: строительство объектов торговли и питания, развитие личных подсобных хозяйств.

Объем инвестиции в расчете на одного жителя (тыс. руб.)



В целях развития инвестиционной деятельности на официальном интернет-сайте местной администрации Лескенского муниципального района размещены Инвестиционные паспорта 9 сельских поселений района, в которых также имеется информация о свободных "инвестиционных площадках", где все желающие могут получить подробную информацию по данному вопросу.

Демографическая ситуация

Численность населения Лескенского муниципального района по оперативным данным по состоянию на 1 января 2015 года составляла 28750 человек. В течение последних лет в районе наблюдается положительная динамика превышения рождаемости над смертностью, с учетом миграции населения в районе также наблюдается прирост на 295 человек. За 2014 год естественная убыль населения составила 267 человек.

Показатели демографической ситуации

N
Показатели
2012
2013
2014
1
Численность постоянного населения, человек
28550
28644
28750
2
Число родившихся, человек
521
627
553
3
Число умерших, человек
268
253
258
4
Прирост населения (с учетом механических движений)
253
374
295

Труд и занятость

Численность экономически активного населения Лескенского муниципального района на начало 2015 г. составила свыше 16,8 тыс. чел. Это чуть более 56% от общей численности населения.
Число занятых в экономике - 8,4 тыс. человек, из них работают на предприятиях и в организациях, в т.ч. бюджетная сфера - около 3,7 тыс. человек.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости на 1 января текущего года, составила 548 человека.
Уровень общей безработицы на конец отчетного года составил 22,8% и снизился по сравнению с 2013 годом на 2,5%.
Основной объем высвобождаемых кадров дал реальный сектор и, в первую очередь, сельское хозяйство. Несмотря на сокращение безработицы, наблюдается отток трудоспособного населения с территории района в республиканский центр и другие регионы России.
Среднемесячная зарплата работников крупных и средних предприятий и организаций района в 2014 году составила 16840 рублей и увеличилась по сравнению с прошлым годом на 12,3%. Задолженности по заработной плате и социальным выплатам в Лескенском муниципальном районе нет.

Среднемесячная начисленная заработная плата
одного работника (рублей)



Несмотря на имеющиеся позитивные изменения, актуальной остается проблема жизненного уровня населения района. Низкий уровень заработной платы и высокий уровень зарегистрированной и фактической безработицы приводит к оттоку населения на временные заработки.

Образование

Деятельность Управления образованием, а также образовательных учреждений Лескенского муниципального района направлена на повышение качества обучения, предоставление качественных образовательных услуг независимо от места проживания детей, модернизацию процесса обучения, совершенствование системы управления (приложение № 3 - не приводится).
В настоящее время в районе создана оптимальная сеть образовательных учреждений, обеспечивающая равный доступ жителей к качественному образованию. В целях обеспечения прав граждан на получение общедоступного бесплатного среднего образования в Лескенском муниципальном районе функционируют 12 общеобразовательных учреждений и 3 учреждения дополнительного образования. В образовательных учреждениях воспитываются 1187 дошкольников, обучаются 3007 школьников, в учреждениях дошкольного образования занимаются 1711 детей. В педагогическом процессе занято 477 педагогических работников. Из них: с высшим образованием - 65,2%, средне-специальным - 34,8.
По ФЦП "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" проведена реконструкция здания МКОУ СОШ № 2 с.п. Урух.
Реализация Комплекса мер по модернизации системы общего образования Лескенского муниципального района КБР способствовало улучшению условий обучения в общеобразовательных учреждениях района. В первом полугодии 2014 года образовательные учреждения района в рамках данного проекта получили:
- учебно-наглядные пособия для кабинетов начальных классов - 31 комплект;
- кабинет биологии - 3;
- кабинет природоведения - 2;
- кабинет химии - 1;
- интерактивные доски - 58 шт.;
- персональный компьютер - 34 шт.;
- МФУ - 34 шт.;
- проектор - 31 шт.
В рамках реализации Комплекса мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в текущем году проводится капитальный ремонт спортивного зала в МКОУ СОШ с.п. Озрек и перепрофилирование аудиторий под гимнастический зал в МКОУ СОШ с.п. Ерокко.
В рамках реализации Комплекса дополнительных мероприятий по модернизации системы дошкольного образования в КБР в 2014 году проведена работа по созданию 45 дошкольных мест в с.п. Урух за счет реконструкции части здания МКОУ СОШ № 1 с.п. Урух, общий объем финансирования составляет 3770,2 тыс. руб.
Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений за 9 месяцев 2014 года составила 20891 руб., средняя заработная плата учителей - 21275 руб.
Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования Лескенского муниципального района позволило в значительной степени решить задачи укрепления учебно-материальной базы образовательных учреждений района. Повысилось оснащенность образовательных учреждений современным оборудованием, существенно обновилась инфраструктура. В 2012 году в рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования произведена замена кровли в 3 школах, а также проведен ремонт одного спортзала. Осуществлено комплексное оснащение спортивных залов образовательных учреждений. Современное технологическое оборудование получили 10 образовательных учреждений района. Оснащены медицинским оборудованием 11 медицинских кабинетов. Все общеобразовательные учреждения района приобрели спортивное оборудование и инвентарь.
В рамках реализации комплекса мер по модернизации системы образования Лескенского муниципального района в 2012 году получено 444 ученических стола и 888 ученических стульев. В целях создания условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов оснащены в соответствии с современными требованиями 42 кабинета начальных классов. В рамках вышеуказанного проекта в 2012 году проведено энергетическое обследование в четырех образовательных учреждениях. ОУ пополнили фонд школьной библиотеки, приобрели цифровые образовательные ресурсы. К сети "Интернет" подключены все общеобразовательные учреждения. В 2011 - 2012 годах они получили 99 единиц компьютерного и интерактивного оборудования, в том числе 7 компьютерных классов.
Во всех образовательных учреждениях района имеется компьютерный класс, соответствующий современным требованиям.
Для 61 больных детей организовано индивидуальное обучение на дому.
Основной формой для определения учебных достижений школьников, оценки качества образования остается ЕГЭ. Уровень подготовки выпускников в этом году оказался выше по сравнению с прошлым учебным годом; об этом говорит тот факт, что в 2013 году лишь два выпускника остались без аттестата о среднем (полном) общем образовании, в 2012 году не получили аттестат 4 выпускника. Более того, результаты экзаменов по выбору в 2013 году по сравнению с 2012 годом оказались выше по всем предметам.
Однако район продолжает нуждаться в специалистах, в педагогических и руководящих кадрах. Существует проблема возвращения и закрепления молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях, а значит, нужны конкретные меры (жилье, условия соцкультбыта, зарплата).
Для решения задач модернизации образовательной деятельности сегодня образовательному учреждению предоставляется большая самостоятельность, в том числе и возможность регулировать вопрос оплаты труда учителя в зависимости от результатов работы. В Лескенском муниципальном районе удельный вес числа общеобразовательных учреждений, перешедших на новую систему оплаты труда, составил 100%. Удельный вес числа общеобразовательных учреждений, перешедших на нормативное подушевое финансирование - 100%.
В числе приоритетных направлений модернизации российского образования, пожалуй, главное - здоровье школьников. В течение лета 2014 г., в период всех школьных каникул в 2014 г. муниципальное учреждение "Управление образованием местной администрации Лескенского муниципального района" совместно с руководителями общеобразовательных учреждений организовало работу оздоровительных лагерей с дневным пребыванием на базе общеобразовательных учреждений.
Всего в пришкольных лагерях отдохнули 119 детей, из них 51 из многодетных семей, 7 детей из неполных семей, 39 из малообеспеченных семей.
В школах Лескенского муниципального района охвачено горячим питанием 1576 учащихся, что составляет 52,4% от общего количества обучающихся, из них:
- 1163 учащихся 1 - 4 классов;
- 413 учащихся 5 - 11 классов из малообеспеченных семей.
Приобретена новая школьная мебель, учебно-лабораторное оборудование для кабинетов физики, химии и биологии, а также оргтехника, интерактивные доски, проекторы, технологическое оборудование и мебель для столовых.

Здравоохранение

Основное внимание в сфере здравоохранения района направлено на совершенствование первичной медико-санитарной помощи, профилактику заболеваний, укрепление материально-технической базы, повышение уровня медицинского обслуживания.
В настоящее время бесплатную медицинскую помощь по Территориальной программе государственных гарантий для населения Лескенского муниципального района оказывают 11 лечебно-профилактических учреждений: из них 1 районная больница, 2 фельдшерских пункта, 6 амбулаторий, 2 фельдшерско-акушерских пункта. За 2014 год в дневных стационарах пролечено 268 чел., средняя длительность пребывания составила 11,7 дней (в круглосуточном стационаре 15,2 дня). План койко-дней по круглосуточным стационарам выполнен на 105,6%.
В конце 2014 года введена в действие новая модернизированная и оснащенная новейшей технологией больница на 120 коек.
В 2014 году продолжается программа "Земский доктор", которая предусматривает выплату молодым врачам миллиона рублей, если они соглашаются на работу в сельской местности. За весь период выплачено более 20 специалистам по Лескенскому району.

Успешное выполнение мероприятий, реализуемых в рамках Программы, позволит привлечь в районные учреждения здравоохранения молодых и высококвалифицированных специалистов, повысить уровень доходов специалистов узкого профиля. В соответствии с программой ежемесячная доплата к должностному окладу в размере 1000 рублей в течение трех лет с момента поступления на работу будет выдаваться молодым специалистам, а ежемесячная доплата высококвалифицированным специалистам и специалистам узкого профиля составляет 5000 рублей. Среднемесячная заработная плата врачей составила по району 30395, среднего медперсонала - 16396 рублей.

Культурный потенциал


В Лескенском районе работу по возрождению и сохранению традиционных жанров народного творчества, организации досуга населения и библиотечному обслуживанию проводит восемь сельских ДК, районный Дом культуры, Районная ЦБ и семь сельских филиалов библиотек, Детская школа искусств в с. Анзорей и три филиала в с. Урух, с. Хатуей и 2 Лескен. В РДК с Анзорей создан районный историко-этнографический музей, где собраны материалы со всего района. В каждом населенном пункте района имеется Дом культуры и сельская библиотека.
Количество клубных формирований, любительских объединений, коллективов народного творчества в районе составляет 125 единиц. Число участников в них 2250 человек. В районе три коллектива имеют звание "народный" - это ансамбль песни и танца РДК "Анзорей", Вокально-инструментальный ансамбль "Ийнар" ДК с. Ташлы-Тала и ансамбль национального танца "Бикар" с. Озрек. Все они согласно утвержденному плану принимают участие в различного рода мероприятиях, проводимых в рамках района и республики. Как в сельских поселениях, так и в рамках района проводились мероприятия, приуроченные к различным памятным датам. За отчетный период проводились такие мероприятия, как ежегодный фестиваль танца, выездные концерты ансамбля песни и танца "Анзорей", мероприятия, посвященные Дню защиты детей, Дню Победы, Дню инвалида, новогодний утренник с приглашением 600 детей из многодетных и малообеспеченных семей. Больше мероприятий можно было провести за отчетный период, но к сожалению 8 из 9 Домов культуры требуют капитального ремонта. Большие надежды в этой части мы возлагаем на республиканскую программу, утвержденную постановлением Правительства КБР, рассчитанную на 2013 - 2017 годы.

Спорт, молодежная политика

Определенная работа проводится по молодежной политике. Она направлена на создание условий для всестороннего развития молодого человека в различных сферах общественной жизни, раскрытию и реализации его потенциалов, защиты интересов и прав молодежи.
За отчетный период были проведены такие мероприятия, как: "Куначество", "Весна дружбы", "Молодой изобретатель", молодежный форум "Завтра начинается сегодня", молодежный фестиваль "Мы едины, мы различны" и т.д. Молодежь района принимала участие во многих мероприятиях республиканского уровня, в том числе в конкурсе "Лучший в профессии", направленном на выявление и поощрение лучших молодых работников в разных сферах и направлениях. За последние годы физическая культура и спорт в районе развиваются динамично. Динамике роста этих показателей способствовали кардинальное улучшение спортивной инфраструктуры района.

Одним из ярких событий ушедшего года стало открытие нового спорткомплекса в с.п. Урух сметной стоимостью 26 млн руб. Современный спортивный комплекс, оснащенный всем необходимым для занятия спортом, стал подарком для всех жителей села. Футбольное поле (мини) новейшего образца построено в с.п. Аргудан в рамках реализации РЦП "Развитие футбола в КБР на 2009 - 2015 годы". В районе за отчетный период проведено 38 спортивно-массовых мероприятий районного, республиканского и всероссийского уровня. На хорошем организационном уровне были проведены традиционные турниры по вольной борьбе, дзюдо и футболу памяти А. Бекижева и мастерский турнир по вольной борьбе среди взрослых памяти героя социалистического труда А. Арамисова с участием спортсменов и команд Юга России. В районе функционируют две спортивные школы отдела физической культуры и спорта администрации Лескенского муниципального района и филиал республиканской школы Министерства спорта КБР по вольной борьбе в с.п. Аргудан.
В районе культивируются нижеследующие виды спорта: футбол, волейбол, вольная борьба, греко-римская борьба, бокс, баскетбол, борьба на поясах. В различных секциях занимаются 1125 спортсменов, всего физической культурой и спортом охвачено 6700 человек. Одна команда района принимала участие в первенстве КБР по футболу по первому и две команды по высшему дивизионам.
В ближайшие два года планируется строительство ФОК в с.п. Анзорей и Хатуей, а также мини-футбольных полей в с.п. Второй Лескен, с.п. Хатуей и с.п. Анзорей, с.п. Озрек, с.п. Ерокко и с.п. Ташлы-Тала, что улучшит качество подготовки спортсменов и увеличит массовость.

Финансы

За последние 3 года наблюдаются положительные результаты в финансовой сфере района. Динамика поступлений собственных доходов консолидированного бюджета за 2012 - 2014 годы характеризуется ежегодным ростом.
Исполнение плановых назначений по собственным доходам консолидированного бюджета Лескенского муниципального района за 2014 год составило 103,5 млн рублей, что на 9,8% выше уровня 2013 года.
Уровень собственных доходов бюджета в расчете на 1 жителя района по итогам 2012 года составил 1975,5 рублей, 2013 года - 3294,1 рублей, 2014 года - 3599,1 рублей, что на 54,9% выше уровня 2012 года.
Безвозмездные поступления в виде дотаций, субвенций и субсидий составили 219,2 млн руб. против 9 мес. 2013 г. 218,7 млн руб., или 73,9% от плановых назначений (296,1 млн руб.). В консолидированный бюджет Лескенского муниципального района поступило собственных налогов и сборов 69,8 млн рублей, или 59,5% от установленных параметров (117,4 млн руб.), темп роста к 9 мес. 2013 г. (55,4 млн руб.) составил 126%.

Уровень дотационности бюджета
Лескенского муниципального района (%)



Расходная часть консолидированного бюджета за 2014 год исполнена на 92,5%. На финансирование всех отраслей направлено расходов 399,1 млн рублей, или на 1,2% выше уровня 2013 года.
В структуре произведенных расходов консолидированного бюджета Лескенского муниципального района за 2014 год основную долю занимает образование - 176,6 млн рублей, или 56,2% от общего объема расходов местного бюджета.

1.2. Основные проблемы и перспективы
социально-экономического
развития Лескенского муниципального района

Уровень и динамика социально-экономического развития Лескенского муниципального района определяется комплексом факторов, среди которых основополагающими являются: уровень развития производственной, в частности сельскохозяйственной отрасли, коммунальной и социальной инфраструктуры, базовый уровень и современная динамика развития экономики, демографический и миграционный потенциал, агроклиматические ресурсы. Анализ этих факторов позволит определить основные перспективы развития района.
Имеющийся аграрный комплекс Лескенского муниципального района не может вести расширенное воспроизводство, обеспечивающее достаточный вклад в продовольственную безопасность республики и социальную стабильность в селах района. Сельское хозяйство района в настоящее время находится в сложных условиях.
Хотя ранее проведенные экономические реформы и позволили создать основы многоукладной экономики и осуществить земельные преобразования, все же сокращение государственной поддержки, финансовый кризис вызвавший дефицит кредитных ресурсов и их удорожание, диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые им промышленные товары, значительно сдерживали рост потенциала агропромышленного комплекса района.
Главной проблемой в зерновом хозяйстве района является то, что производитель не имеет государственных гарантий в виде постоянных твердых закупочных цен на зерно, которые давали бы ему определенный стимул в работе.
Утрата почвенного плодородия выразилось в частичной деградации почв. Практически прекращена мелиорация земель, сократилось внесение органических и минеральных удобрений. Концентрация производства животноводческой продукции в личных подсобных хозяйствах и мелком частном секторе привела к ухудшению качества продукции и деградации отрасли.
В сельском хозяйстве имеет место проблема дефицита минеральных удобрений. Для ее решения используются государственные субсидии на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений.
Это в конечном итоге привели к снижению конкурентоспособности производимой продукции, технологической деградации и обострению финансового неблагополучия. Имеющейся в наличии сельскохозяйственной техники недостаточно для проведения всего объема сельскохозяйственных работ и обеспечения их качества.
Для стабилизации всех отраслей сельскохозяйственного производства района необходимо его техническое перевооружение на базе новых комбинированных почвообрабатывающих машин, позволяющих объединить и сократить ряд технологических операций в растениеводстве. Добиться значительной экономии горюче-смазочных материалов, снижения производственных затрат и себестоимости продукции.
Активизация инвестиционной деятельности является не только основным условием вывода сельского хозяйства из глубокого кризиса, но и становится важнейшим определяющим фактором дальнейшего его развития. Требуется не только реформирование общественного уклада на селе путем институциональных преобразований, что являлось приоритетом в начальный период аграрной реформы, но и привлечение в аграрный сектор крупномасштабных инвестиций. Остро в них нуждаются практически все сферы и отрасли АПК, будь то сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, фондопроизводящие отрасли или жилищная сфера села. Так в планируемый период в район на развитие агропромышленного комплекса будет привлечено около 8,9 млрд руб., будет создано более 1000 новых рабочих мест. Все средства будут направлены на обновление основного капитала и его наращивания, но к сожалению, только за счет собственных и привлеченных (кредитных) средств. Это в значительной мере способствует внедрению нового, рыночного экономического механизма хозяйствования, учитывающего специфику сельского хозяйства района и республики в целом. Произойдет техническое перевооружение и реконструкция существующих животноводческих ферм и комплексов, а также строительство новых, кроме того будет частично обновлен парка машинами качественно нового поколения.
Финансовое положение имеющихся промышленных предприятий района вызвано низкой конкурентоспособностью продукции многих предприятий, хронической нехваткой собственных оборотных средств, недоступностью кредитных ресурсов, ростом издержек производства.
В целях роста производственного потенциала, развития промышленных мощностей района, в т.ч. на развитие пищеперерабатывающей отрасли, повышение эффективности его использования на основе внедрения в практику достижений научно-технического прогресса, освоения ресурсосберегающих технологий, в районе планируется задействовать около 172,2 млн рублей собственных средств предприятий и кредитных ресурсов. Это даст возможность дополнительно создать 188 новых рабочих мест, что обеспечит сокращение уровня безработицы.
Становлению малого бизнеса Лескенского муниципального района препятствует несовершенство нормативно-правовой защищенности, трудности с формированием первоначального капитала, неразвитость кредитной и лизинговой деятельности.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о том, что малые предприятия и индивидуальные предприниматели работают преимущественно в сельском хозяйстве, сфере торговли и общественного питания - более 80%.
В районе остро стоят вопросы повышения уровня профессиональной подготовки предпринимателей и их информационно-консультационного обеспечения.
Реальная помощь сегодня в первую очередь необходима предприятиям, работающим в производственных отраслях: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве.
Для развития жилищно-коммунального хозяйства района необходимо обустройство новостроек сельских поселений района, строительство инженерной инфраструктуры. Это ремонт уличного водопровода в 9 населенных пунктах, строительство новых электрических сетей в 9 населенных пунктах, строительство новых газовых сетей в 3 населенных пунктах.
В целях повышения эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, качественного улучшения деятельности по управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры, необходимо продолжение обеспечения доступа в сферу предоставления жилищно-коммунальных услуг наравне с муниципальными унитарными жилищно-эксплуатационными предприятиями акционерных обществ либо хозяйствующих субъектов иных организационно-правовых форм.
С целью улучшения сложного состояния дорожного фонда разработаны и представлены в Министерство транспорта, связи и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики предложения для включения в республиканскую программу по ремонту автомобильных дорог, общего пользования местного назначения, относящихся к собственности Лескенского муниципального района.
В районе наблюдается низкий уровень собираемости налогов. Необходимо расширение налогооблагаемой базы, а также проведение комплекса мер по сокращению кредиторской задолженности.
Несмотря на внешне благоприятную обстановку по вопросу кадрового обеспечения системы образования района, существует проблема оснащения образовательных учреждений.
Необходимо рассмотреть возможность выделения средств для оснащения технологическим оборудованием столовых общеобразовательных школ, а также приобретения компьютерной техники и модернизации компьютерных классов в соответствии с нормативами.
Для обеспечения соблюдения лицензионных требований необходимо включить (за счет республиканского бюджета) в перечень строек и объектов следующие мероприятия:
- строительство здания МКОУ СОШ на 140 уч. мест;
- строительство здания детского сада на 160 мест;
- капитальный ремонт зданий МКОУ "СОШ им. Табухова" с заменой кровли;
- капитальный ремонт здания дошкольного отделения МКОУ "СОШ № 1";
- капитальный ремонт здания с заменой кровли ДС "Солнышко";
- текущий ремонт здания МКОУ "СОШ им. Х.Х. Долова" с.п. Хатуей;
- капитальный ремонт здания МКОУ "СОШ им. А.Я. Масаева";
- капитальный ремонт здания МКОУ "СОШ с.п. Озрек";
- капитальный ремонт здания дошкольного блока с.п. Озрек;
- капитальный ремонт здания МКОУ "СОШ им. А.Т. Шортанова" с.п. Верхний Лескен.
Имеются серьезные проблемы, связанные с развитием материально-технической базы учреждений культуры. Здания культурно-досуговых учреждений находятся в аварийном состоянии и нуждаются в капитальном ремонте. Оборудование сельских учреждений культуры морально устарело и физически изношено. Практически не финансируется культурно-воспитательная работа, комплектование фондов библиотек, приобретение современной звукоусиливающей аппаратуры, инструментов. Не предусматривается в бюджетах учреждений культуры средства на подписку периодических изданий. В учреждениях культуры отсутствуют современная компьютерная техника, нет доступа к интернет-ресурсам, библиотечным фондам на электронных носителях.
Необходимо провести благоустройство территории и ремонт памятников погибшим воинам и памятников исторических мест.
К сожалению, спортивная база неравномерно распределяется по сельским поселениям Лескенского муниципального района. Решение этой проблемы, напрямую зависит от реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий".
Молодые специалисты, получившие образование по специальности, крайне неохотно идут работать в сферу физической культуры и спорта.
На всех имеющихся спортсооружениях ощущается отсутствие необходимого инвентаря и оборудования. Требуется текущий, капитальный ремонт и реконструкция существующей спортивной базы.
С учетом анализа факторов, определяющих развитие основных отраслей развития района, основных проблем, потенциальных угроз и возможностей развития района необходимо выделить ряд ключевых проблем, на решение которых нацелена настоящая Программа:
- низкий уровень доходов населения, как следствие достаточно низкий уровень жизни;
- отсутствие на территории района достаточного количества мест приложения труда. В настоящее время в Лескенском муниципальном районе незанято 4,2 тыс. чел.;
- отток населения с территории района на временные заработки, как следствие сокращение доходов районного бюджета и динамики развития третичного сектора на территории района.
Анализ существующих проблем позволяет определить следующие возможности развития района:
- наличие высокого потенциала для развития на территории района производственных цепочек в сфере АПК с учетом требований научно обоснованных систем ведения сельского хозяйства:
- производство кормовых культур - выращивание КРС молочного направления - производство молока - переработка молока;
- производство овощей - производство консервированной продукции;
- сохранение почвенного плодородия на основе перехода к биологизированному земледелию, проведения комплекса агромелиоративных мероприятий;
- применение ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве, восполнение недостающих для интенсификации средств природными факторами плодородия;
- контроль за состоянием сельскохозяйственных угодий и методами ведения аграрного производства на основе мониторинга и применения штрафных санкций при обнаружении нарушений, в основе которого лежит порядок проведения муниципального контроля за использованием земель;
- системное привлечение инвестиций в развитие животноводства и создание современных производств по максимальной переработке сельскохозяйственной продукции при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности АПК района.

2. Цели и задачи реализации Программы

С учетом анализа факторов, определяющих развитие производственных отраслей района, проблем и возможностей района основными целями развития Лескенского муниципального района можно считать:
создание благоприятного инвестиционного климата (в т.ч. предпринимательского климата), трудоустройство незанятого населения, создание новых предприятий, обеспечивающих гражданам перспективную занятость и получение высоких доходов;
формирование собственных доходов местных бюджетов, обеспечивающих поэтапное сокращение уровня дотационности бюджета района;
создание необходимых условий для формирования и закрепления высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы района;
рост производства основных видов высококачественной конкурентоспособной продукции, достаточного для полного самообеспечения населения района;
сохранение и повышение плодородия почв.
Достижение результатов в экономической сфере будет способствовать решению важных вопросов в социальной сфере:
развитие инфраструктуры (улучшение санитарного состояния поселений и т.д.);
расширение и модернизация электрических, водных, газовых и тепловых сетей;
организация культурного досуга населения, вовлечение молодого поколения к занятиям спортом, открытие спортивных секций, кружков;
повышение доступности и качества медицинской помощи, а также образовательных услуг.
Программа реализуется в 2015 - 2020 годах.

3. Система программных мероприятий.
Сроки и этапы реализации Программы

Система программных мероприятий направлена на реализацию наиболее перспективных проектов и мероприятий, обеспечивающих дальнейший социально-экономический рост Лескенского муниципального района.
Реализация Программы будет проходить в два этапа, которые в свою очередь подразделяются на 4 раздела: первый - развитие производственных отраслей и малого бизнеса; второй - развитие отраслей жизнеобеспечения; третий - развитие социальной сферы; четвертый - благоустройство территорий муниципальных образований.
Первый этап системы программных мероприятий направлен на реализацию наиболее перспективных инвестиционных проектов, обеспечивающих рост социально-экономического развития Лескенского муниципального района.
Предлагается следующее размещение инвестиционных зон для реализации инвестиционных проектов по территориям Лескенского муниципального района в период с 2015 по 2020 года.

4. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы экономического и социального развития Лескенского муниципального района будет определяться в соответствии с положениями действующего законодательства РФ и КБР, положениями Послания Президента КБР и решениями Правительства КБР по наиболее актуальным проблемам экономики и социальной сферы района с учетом рационального сочетания интересов развития района и республики в целом.
Механизм реализации настоящей Программы будет тесно увязан с утвержденными республиканскими отраслевыми программами, в которых предусмотрены мероприятия по развитию Лескенского муниципального района.
В целях реализации данной Программы предусматривается определение и ежегодная корректировка стратегических направлений, темпов и пропорций развития отраслей экономики района.
Большое внимание будет уделяться привлечению частных инвестиций. Будет реализован ряд организационных, правовых и экономических условий для повышения инвестиционной привлекательности Лескенского муниципального района.
В целях реализации Программы будут использоваться все возможные источники привлечения финансовых ресурсов, кредиты банков, включая бюджетное финансирование, в т.ч. за счет средств консолидированного бюджета района.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Ресурсное обеспечение реализации Программы будет осуществляться за счет финансовых ресурсов, привлекаемых из различных источников. Затраты на финансирование Программы - всего 1012,2 млн рублей, в том числе:
средства бюджета Лескенского муниципального района (консолидация) - 18,7 млн рублей.
Планируемое привлечение средств из:
федерального бюджета - 165,3 млн рублей;
республиканского бюджета - 496,9 млн рублей;
внебюджетных источников (собственные средства предприятий, привлеченные кредитные средства, другие источники финансирования) - 331,4 млн рублей.

6. Ожидаемые социально-экономические результаты
от последствий реализации Программы

При реализации инвестиционных проектов ожидается (приложение № 5 - не приводится):
объем производства сельскохозяйственной продукции в Лескенском муниципальном районе достигнет в 2015 г. - 40,4 тыс. рублей с 1 га (что на 3,1% выше 2013 года);
объем промышленного производства достигнет к 2015 году уровня 56,0 млн рублей, что составит 1,9 тыс. руб. на душу населения;
налоговые отчисления в консолидированный бюджет района от реализованных инвестиционных проектов и других проектов производственного направления составят около 2,2 млн рублей за весь период реализации Программы.
При реализации Программы ожидается уменьшение уровня безработицы на 5%. Будет создано 188 новых рабочих мест.
К концу реализации Программы в 2015 году собственные доходы консолидированного бюджета Лескенского муниципального района возрастут на 15,9 млн руб. (приложение № 6 - не приводится).
Дополнительными показателями народнохозяйственной эффективности будут следующие:
обеспечение населения широким ассортиментом высококачественных продуктов питания согласно рекомендуемым нормам;
сопутствующие результаты в смежных отраслях народного хозяйства (развитие торговли и платных услуг, увеличение объемов грузоперевозок и т.д.);
рациональное использование природных ресурсов и сохранение плодородия почв;
достижение высокого уровня заработной платы в районе;
решение ряда социальных проблем района.

7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации

Общее руководство реализацией Программы осуществляет заказчик - местная администрация Лескенского муниципального района. Исполнителями Программы являются отраслевые управления и структурные подразделения местной администрации Лескенского муниципального района в зависимости от курируемых направлений, которые отвечают за своевременное и полное проведение и реализацию всех мероприятий Программы, в т.ч. финансируемых за счет средств бюджета Лескенского муниципального района, местные администрации сельских поселений Лескенского муниципального района, хозяйствующие субъекты.
Реализация программных мероприятий, финансируемых за счет средств федерального и республиканского бюджетов, относится к косвенному контролю местной администрации Лескенского муниципального района.
Отраслевые управления и структурные подразделения местной администрации Лескенского муниципального района ежеквартально в срок до 15 числа, следующего за отчетным периодом, предоставляют координатору Программы (отдел экономики и торговли местной администрации Лескенского муниципального района) отчет (произвольная форма) о реализации программных мероприятий (в т.ч. финансовая часть) по курируемым направлениям для составления сводного итогового отчета для главы местной администрации.
Заказчик Программы имеет право на ежегодное уточнение перечня программных мероприятий и соответствующих показателей социально-экономического развития района.


------------------------------------------------------------------