По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Совета местного самоуправления Лескенского муниципального района КБР от 06.03.2015 N 3 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Совета местного самоуправления Лескенского муниципального района и их проектов"



СОВЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЛЕСКЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2015 г. № 3

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СОВЕТА МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ЛЕСКЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
И ИХ ПРОЕКТОВ


В соответствии с Федеральными законами от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Уставом Лескенского муниципального района решает:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Совета местного самоуправления Лескенского муниципального района и их проектов.
2. Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования.
3. Опубликовать настоящее решение в "Лескенской газете".

Глава
Лескенского муниципального района КБР
З.ХУТЕЖЕВ





Утвержден
решением
Совета местного самоуправления
Лескенского муниципального района КБР
от 6 марта 2015 г. № 3

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ СОВЕТА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЛЕСКЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ИХ ПРОЕКТОВ

I. Общие положения

1. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность (далее - антикоррупционная экспертиза) является мерой по профилактике коррупции и направлена на выявление коррупционных факторов.
2. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении Устава Лескенского муниципального района, решений о внесении в него изменений и (или) дополнений, решений, принятых на местном референдуме, оформленных в виде правовых актов, решений СМС, постановлений и распоряжений главы района и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Цели проведения антикоррупционной экспертизы:
выявление в нормативно-правовом акте коррупциогенных факторов и их последующее устранение, создающих возможность совершения коррупционных действий и принятия коррупционных решений;
- выработка предложений и рекомендаций по устранению в нормативно-правовом акте коррупциогенных факторов и их последующему устранению.
Предметом антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов являются:
соблюдение установленных Конституцией РФ предметов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, ведения субъектов РФ;
- соблюдение установленной законодательством РФ и законодательством КБР компетенции при регулировании правоотношений;
- полнота правового регулирования правоотношений;

- соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, нормативно-правовым актам Президента РФ, Правительства РФ, иным нормативным правовым актам государственной власти КБР, муниципальных нормативных правовых актов ЭМР;
соблюдение установленного порядка разработки и принятия нормативно-правового акта.
3. Коррупционными факторами признаются положения нормативных правовых актов и их проектов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
4. Коррупциогенными нормами признаются положения правовых актов и их проектов, содержащие коррупционные факторы.
Коррупционными факторами являются факторы, предусмотренные Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", с учетом специфики правотворческого процесса на муниципальном уровне.
5. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
6. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
При проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов выявляются и оцениваются указанные коррупциогенные факторы.
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

II. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

7. Экспертиза нормативных правовых актов Совета местного самоуправления на предмет коррупциогенности осуществляется отделом правового обеспечения деятельности местной администрации (по соглашению) и прокуратурой Лескенского района.
8. Органы местного самоуправления обязаны за 30 дней до принятия нового нормативного правового акта предоставить его в отдел правового обеспечения деятельности местной администрации и в прокуратуру района для проведения экспертизы.
9. Проекты нормативных правовых актов, вносящих изменения (дополнения) в действующие нормативные правовые акты, проходят антикоррупционную экспертизу в том же порядке, что и основной акт.
10. Экспертиза нормативных правовых актов осуществляется отделом правового обеспечения местной администрации в течение 10 дней со дня поступления нормативных правовых актов.
11. Главный специалист аппарата Совета - обеспечивает направление в прокуратуру района копий, правовых актов, нормативных правовых актов для проведения антикоррупционной экспертизы в течение 10 дней со дня их принятия.

III. Результат проведения антикоррупционной экспертизы

12. При выявлении по результатам антикоррупционной экспертизы коррупционных факторов составляется заключение, в котором отражаются все выявленные положения нормативного правового акта или его проекта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящим Порядком к коррупционным факторам, но которые не могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в экспертном заключении.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте или его проекте выявленных коррупционных факторов.
13. При выявлении по результатам антикоррупционной экспертизы коррупционных норм в ранее принятом и действующем правовом акте Совета местного самоуправления экспертное заключение направляется заинтересованным лицам для принятия мер по устранению коррупционных норм нормативного правового акта.
При подготовке заключения эксперт:
- использует системный подход, анализируя нормативно-правовой акт, его цели и приоритеты;
- оценивает возможность устранения законодательных пробелов при помощи принятия муниципального нормативно-правового акта;
- проверяет соблюдение необходимых формально-технических требований в анализируемом проекте муниципального нормативно-правового акта. Для выявления этих факторов необходимо соблюдать действующие требования к форме проекта муниципального нормативно-правового акта, порядку принятия, регистрации и опубликования соответственно, анализу подвергаются действия муниципальных служащих при принятии проекта нормативно-правового акта, которые могут создавать условия для реализации коррупциогенных норм или указывать на коррупциогенные нарушения.
При подготовке заключения на проект муниципального правового акта эксперт проверяет соблюдение порядка его принятия. Нарушение порядка принятия может выражаться в таких действиях, как:
- принятие проекта муниципального нормативно-правового акта без обязательной государственной экологической экспертизы, когда она необходима в соответствии с законодательством;
- принятие проекта муниципального нормативно-правового акта без учета мнения профсоюзов в установленных законом случаях;
- нарушение внутреннего порядка принятия (например, отсутствие визы юридической службы);
- нарушение сроков принятия проекта муниципального нормативно-правового акта и при необходимости его государственной регистрации;
- нарушение порядка вступления в силу принятого проекта муниципального нормативно-правового акта;
- принятие проекта правового акта структурным подразделением, а не органом местного самоуправления.
Эксперт проверяет соблюдение установленной формы муниципального нормативно-правового акта по следующим критериям:
- подписание нормативно-правового акта не руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, а другим лицом;
- наличие подписи (визы) ненадлежащего лица;
- отсутствие обязательной (при необходимости) государственной регистрации нормативно-правового акта;
- нарушение установленной структуры и реквизитов нормативно-правового акта.
14. В пояснительной записке к проектам правовых актов, вносимым на рассмотрение сессии или в ином сопроводительном документе к проектам, должен быть отражен результат проведенной разработчиком экспертизы проекта на коррупциогенность.
Экспертное заключение, составленное по итогам антикоррупционной экспертизы, прилагается к проекту нормативного правового акта, вносимому на рассмотрение сессии, или к материалам, передаваемым для подписания нормативного правового акта главе.
При отсутствии коррупциогенных факторов на проекте нормативного правового акта или листе согласования ставится отметка об отсутствии коррупциогенных норм.
15. Положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, должны быть устранены на стадии доработки проекта его разработчиком.

IV. Порядок направления НПА и их проектов
в прокуратуру района

16. В соответствии с настоящим Порядком в прокуратуру района подлежат направлению носящие нормативный правовой характер проекты и принятые правовые акты Совета местного самоуправления.
17. Подготовка нормативных правовых актов Совета местного самоуправления осуществляется в порядке, установленном Уставом.
18. Общее руководство подготовкой проектов нормативных правовых актов в пределах установленной компетенции осуществляют: депутаты Совета местного самоуправления, глава Лескенского муниципального района, иные выборные органы местного самоуправления, глава местной администрации, инициативные группы граждан, а также иные субъекты правотворческой инициативы, установленные Уставом Лескенского муниципального района.
Ответственными за подготовку и направление проектов нормативных правовых актов Совета местного самоуправления в прокуратуру района являются заместитель председателя Совета местного самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции Совета, глава местной администрации - по вопросам, относящимся к компетенции местной администрации.
19. После согласования проектов нормативных правовых актов на следующий рабочий день обеспечивают направление проектов нормативных правовых актов в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы с сопроводительным письмом за подписью главы Лескенского муниципального района.
20. Ответственным за ежемесячное направление надлежащим образом заверенных копий принятых правовых и нормативных правовых актов является главный специалист аппарата Совета местного самоуправления.
21. При поступлении информации из прокуратуры о наличии в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов, в него вносятся соответствующие изменения, подлежащие согласованию с главой Совета местного самоуправления.
22. При отклонении заключения о внесении в проект нормативного правового акта Советом местного самоуправления изменений прокуратуре района в письменной форме сообщается о причинах такого решения.
23. За неисполнение настоящего Порядка несут дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.


------------------------------------------------------------------