Приказ Минспорта КБР от 10.02.2015 N 9 "Об утверждении Памятки по недопущению государственными гражданскими служащими Министерства спорта Кабардино-Балкарской Республики поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки и Памятки государственным гражданским служащим Министерства спорта Кабардино-Балкарской Республики об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица"
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
от 10 февраля 2015 г. № 9
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПАМЯТКИ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРОЕ МОЖЕТ
ВОСПРИНИМАТЬСЯ ОКРУЖАЮЩИМИ КАК ОБЕЩАНИЕ ДАЧИ ВЗЯТКИ ИЛИ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДАЧИ ВЗЯТКИ ЛИБО КАК СОГЛАСИЕ ПРИНЯТЬ ВЗЯТКУ ИЛИ
КАК ПРОСЬБА О ДАЧЕ ВЗЯТКИ И ПАМЯТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА ПОЛУЧЕНИЕ И ДАЧУ ВЗЯТКИ И МЕРАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ИМЕНИ
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
В целях реализации Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Указа Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
- Памятку по недопущению государственными гражданскими служащими Министерства спорта Кабардино-Балкарской Республики поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки;
- Памятку государственным гражданским служащим Министерства спорта Кабардино-Балкарской Республики об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
2. Отделу государственной службы, кадров, делопроизводства и правового обеспечения (М.А. Хафизова) ознакомить государственных гражданских служащих Министерства спорта Кабардино-Балкарской Республики с Памятками под роспись.
Министр
А.ХУШТОВ
Утверждена
приказом
Министерства спорта
Кабардино-Балкарской Республики
от 10 февраля 2015 г. № 9
ПАМЯТКА
ПО НЕДОПУЩЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ
МИНИСТЕРСТВА СПОРТА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРОЕ МОЖЕТ ВОСПРИНИМАТЬСЯ ОКРУЖАЮЩИМИ КАК
ОБЕЩАНИЕ ДАЧИ ВЗЯТКИ ИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДАЧИ ВЗЯТКИ ЛИБО КАК
СОГЛАСИЕ ПРИНЯТЬ ВЗЯТКУ ИЛИ КАК ПРОСЬБА О ДАЧЕ ВЗЯТКИ
Памятка для государственных гражданских служащих Министерства спорта Кабардино-Балкарской Республики разработана на основании Обзора рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Российская Федерация реализует принятые обязательства во исполнение конвенций Организации Объединенных Наций, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, рекомендаций Совета Европы и других международных организаций. Сложившиеся на международном уровне антикоррупционные стандарты государственного управления распространяются на различные сферы правового регулирования, одной из которых является ответственность за коррупционные правонарушения.
Анализ международного опыта показывает, что на сегодняшний день широкое распространение получил подход, в соответствии с которым меры уголовной ответственности применяются не только за получение и дачу взятки, но и за обещание и предложение взятки, а также за просьбу о даче взятки и согласие ее принять. Соответствующие положения закреплены в "антикоррупционных" конвенциях и национальном законодательстве ряда зарубежных стран.
В соответствии со статьей 3 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., вступившей в силу для Российской Федерации с 1 февраля 2007 г., Россия взяла на себя обязательство признать в качестве уголовного правонарушения прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение какими-либо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещание такого преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.
Основные понятия, касающиеся взятки
или коммерческого подкупа
Понятие "взятки". В соответствии с действующим законодательством предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 6).
Статья 290. Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ). Получение взятки наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной Деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
Понятие "незаконного вознаграждения". Помимо понятия взятка в действующем российском законодательстве используется такое понятие как "незаконное вознаграждение от имени юридического лица".
В соответствии со статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
В соответствии с действующим законодательством предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.
За совершение подобных действий к юридическому лицу применяются меры административной ответственности вплоть до штрафа в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.
Понятие "покушения на получение взятки". Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся получить предмет взятки или подкупа, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе (пункт 11 Постановления Пленума ВС РФ № 6).
Участие родственников в получении взятки. Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.
Понятие "вымогательства взятки". Под вымогательством взятки (пункт "б" части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт "б" части 4 статьи 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ № 6). Например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан. Ответственность за вымогательство взятки наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности деятельностью на срок до трех шестидесятикратной суммы взятки.
Уведомление представителя нанимателя о склонении к коррупционным правонарушениям и письменное информирование представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов являемся обязанностью государственного гражданского служащего.
Уведомление обо всех ситуациях правонарушениям может привести к или заниматься определенной лет и со штрафом в размере склонения к сокращению коррупционным числа случаев предложения и дачи взятки, т.к. позволяет выявить недобросовестных представителей организаций и иных граждан, взаимодействующих с государственным органом, государственным внебюджетным фондом или организацией.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" одним из основных принципов противодействия коррупции определена приоритетность мер по ее профилактике.
В целом ряде случаев совершение государственными гражданскими служащими определенных действий не только приводит к возникновению конфликта интересов, но и может восприниматься окружающими как согласие принять взятку. Речь идет, в том числе, о следующих ситуациях:
- государственный гражданский служащий ведет переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) указанных лиц;
- родственники государственного гражданского служащего устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду его из решений или действий (бездействия);
- родственники государственного гражданского служащего соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.
Некоторые слова, выражения и жесты могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки. Следует воздерживаться от употребления подобных выражений при взаимодействии с гражданами. К числу таких выражений относятся, например: "вопрос решить трудно, но можно", "спасибо на хлеб не намажешь", "договоримся", "нужны более веские аргументы", "нужно обсудить параметры", "ну, что делать будем?" и т.д.
Обсуждение определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий государственного гражданского служащего, может восприниматься как просьба о даче взятки. К числу таких тем относятся, например:
- низкий уровень заработной платы государственного гражданского служащего и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
- желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
- отсутствие работы у родственников государственного гражданского служащего;
- необходимость поступления детей государственного гражданского служащего в образовательные учреждения и т.д.
Определенные исходящие от государственного гражданского служащего предложения, особенно если они адресованы представителям Организаций и гражданам, чья выгода зависит от его решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки. Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой государственного гражданского служащего. К числу таких предложений относятся, например предложения:
- предоставить государственному гражданскому служащему и/или его родственникам скидку;
- воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;
- внести деньги в конкретный благотворительный фонд;
- поддержать конкретную спортивную команду и т.д.
Совершение государственным гражданским служащим определенных действий может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки. К числу таких действий относятся, например:
- регулярное получение подарков, даже стоимостью менее 3000 рублей;
- посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего или работника.
Административная и уголовная ответственность,
предусмотренная за взятку или коммерческий подкуп
Изменения, направленные на решение концептуальных проблем в области борьбы с коррупцией, были внесены в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" (далее - Федеральный закон № 97-ФЗ).
Вступившие в силу 17 мая 2011 г. изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривают, что за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 миллионов рублей, что является основным видом санкции за преступления коррупционной направленности.
Также УК РФ дополнен нормой, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ). Расширено содержание предмета коммерческого подкупа и взятки за счет "предоставления иных имущественных прав". Кроме того, статьи 204, 290, 291 УК РФ дополнены новыми отягчающими обстоятельствами, в большей мере дифференцирована ответственность в зависимости от размера взятки. Сумма взятки, как правило, пропорциональна значимости используемых полномочий и характеру принимаемого решения.
Изменения в примечании к статье 291 УК РФ расширили перечень обстоятельств, требующих освобождения взяткодателей от уголовной ответственности. Лицо может быть освобождено от ответственности, "если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления".
Введена новая статья 291.1 УК РФ "Посредничество во взяточничестве". Помимо непосредственной передачи взятки посредничество может представлять собой способствование достижению соглашения между взяткодателем и (или) взяткополучателем либо в реализации такого соглашения.
В части 5 статьи 291.1 УК РФ установлена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Санкции, предусмотренные пятой и первой частями статьи 291.1 УК РФ, показывают, то обещание взятки или предложение посредничества во взяточничестве законодательством признаются более опасными, нежели собственно посредничество.
Для повышения эффективности административной ответственности, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции, также внесены изменения в КоАП РФ.
Так, в частности, Федеральным законом № 97-ФЗ введена статья 19.28 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных оказание ему услуг имущественного имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для государственных гражданских служащих, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.
Для предупреждения подобных негативных последствий государственным гражданским служащим Министерства спорта Кабардино-Балкарской Республики следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности, воздерживаться от поведения (высказываний, жестов, действий), которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Предложение должностному лицу денег или имущества, а также выгод или услуг имущественного характера могут быть истолкованы как покушение на дачу взятки, а дача взятки должностному лицу наказывается лишением свободы.
В соответствии с Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;
принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов.
Утверждена
приказом
Министерства спорта
Кабардино-Балкарской Республики
от 10 февраля 2015 г. № 9
ПАМЯТКА
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА ПОЛУЧЕНИЕ И ДАЧУ ВЗЯТКИ И МЕРАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ИМЕНИ
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
КОРРУПЦИЯ - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
ВЗЯТКА - принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или, наоборот, бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.
ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:
ПРЕДМЕТЫ - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.
УСЛУГИ И ВЫГОДЫ - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
ЗАВУАЛИРОВАННАЯ ФОРМА ВЗЯТКИ - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи, и книги, "случайный" выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.
УЧАСТИЕ РОДСТВЕННИКОВ В ПОЛУЧЕНИИ ВЗЯТКИ
Действия должностного лица также квалифицируются как получение взятки, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, и при этом он использовал свой служебные полномочия в пользу взяткодателя.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов преступлений, связанных со взяткой:
- получение взятки;
- взятки;
- посредничество во взяточничестве;
- коммерческий подкуп;
- провокация взятки либо коммерческого подкупа.
Получение взятки - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (статья 290 УК РФ).
Дача взятки - дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (статья 291 УК РФ).
Посредничество во взяточничестве - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя или иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки (статья 291.1 УК РФ).
Коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (статья 204 УК РФ).
Провокация взятки либо коммерческого подкупа - попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа (статья 304 УК РФ).
ПОКУШЕНИЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на их передачу или получение, содеянное следует квалифицировать как покушение на дачу либо получение взятки, на посредничество во взяточничестве или коммерческий подкуп (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24).
Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ
(статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации)
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
НАКАЗАНИЕ
Получение взятки должностным лицом лично или через посредника
штраф в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
принудительные работы на срок до пяти лет и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки
Получение взятки в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) должностным лицом лично или через посредника
штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки и лишение занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки
Получение взятки должностным лицом за незаконные действия (бездействие)
штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки
Совершение вышеуказанных преступлений лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления
штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством, в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)
штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;
либо
лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством в особо крупном размере (свыше 1 млн руб.)
штраф в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки
Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306 УК РФ).
Вымогательство взятки - это требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, а также создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДАЧУ ВЗЯТКИ
(статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации)
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
НАКАЗАНИЕ
Дача взятки должностному лицу лично или через посредника
штраф в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки;
либо
принудительные работы на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до десятикратной суммы взятки
Дача взятки в значительном размере (выше 25 тыс. руб.) должностному лицу лично или через посредника
штраф в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки;
либо
лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы взятки
Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо законных действий (бездействие)
штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки;
либо
лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере свыше 150 тыс. руб.)
штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или (организованной группой, в особо крупном размере (свыше 1 млн руб.)
штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;
либо
лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки
Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности, если:
установлен факт вымогательства;
гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном;
гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.
Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ
(статья 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
НАКАЗАНИЕ
Посредничество во взяточничестве в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.)
штраф в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки
Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие)
штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)
штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере (свыше 1 млн руб.)
штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки
Обещание или предложение посредничества во взяточничестве
штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
или
штраф в размере от 25 тыс. руб. до 500 млн руб. и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки
Гражданин, являющийся посредником во взяточничестве, может быть освобожден от ответственности, если:
гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном;
гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.
Не может быть признано добровольным заявление о посредничестве во взяточничестве, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП
(статья 204 Уголовного кодекса Российской Федерации)
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
НАКАЗАНИЕ
Незаконные передача денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, совершенные одним лицом
штраф в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет;
либо
ограничение свободы на срок до двух лет;
либо
принудительные работы на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок до трех лет
Незаконные передача денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера совершенные группой лиц за заведомо незаконные действия (бездействие)
штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
принудительные работы на срок до четырех лет;
либо
арест на срок от трех до шести месяцев;
либо
лишение свободы на срок до шести лет
Незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование услугами имущественного характера, совершенные одним лицом без вымогательства
штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
принудительные работы на срок до пяти лет и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
либо
лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа
Незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование услугами имущественного характера, совершенные группой лиц по предварительному сговору с вымогательством за заведомо незаконные действия (бездействие)
штраф в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
либо
лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа
Гражданин, совершивший незаконные передачу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказавший услуги имущественного характера освобождается от ответственности, если:
активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления;
в отношении гражданина имело место вымогательство;
гражданин добровольно сообщил о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
ПРОВОКАЦИЯ ВЗЯТКИ ЛИБО КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА
(статья 304 Уголовного кодекса Российской Федерации)
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
НАКАЗАНИЕ
Передача должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, и иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа
штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;
либо
принудительные работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
либо
лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
В рамках законодательства об административных правонарушениях существует административная ответственность юридических лиц за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действий (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
(статья 19.28 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях)
ПРАВОНАРУШЕНИЕ
НАКАЗАНИЕ
Незаконная передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действий (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением
штраф на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав
Вышеуказанные действия, совершенные в крупном размере (более 1 млн рублей)
штраф на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав
Вышеуказанные действия, совершенные в крупном размере (более 20 млн рублей)
штраф на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав
Темы, обсуждение которых с представителями организаций и гражданами, чья выгода зависит от решений и действий служащих и работников, может восприниматься как просьба о даче взятки:
низкий уровень заработной платы служащего и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
отсутствие работы у родственников служащего, работника;
необходимость поступления детей служащего (работника) в образовательное учреждение и т.д.
Слова и выражения служащего (работника), которые могут быть восприняты как просьба (намек) о даче взятки:
"вопрос решить трудно, но можно";
"спасибо на хлеб не намажешь";
"договоримся";
"нужны более веские аргументы";
"нужно обсудить параметры";
"ну, что делать будем?" и т.д.
Действия, которые могут восприниматься окружающими как согласие принять взятку:
переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего (работника);
родственники служащего (работника) устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия);
родственники служащего (работника) соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.
Некоторые косвенные признаки предложения взятки:
разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие "опасные" выражения при этом не допускаются;
в ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио-, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте);
сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю;
взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток;
взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.
Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам взятки.
Ваши действия в случае предложения или вымогательства взятки:
вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятковымогателем) либо как готовность, либо как категорический отказ принять (дать) взятку;
внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
не берите инициативу в разговоре на себя, больше "работайте на прием", позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) "выговориться", сообщить Вам как можно больше информации;
при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве.
Невыполнение государственным гражданским служащим обязанности по уведомлению о случаях предложения ему (вымогательства) взятки является правонарушением, влекущим увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------