По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Правительства КБР от 19.05.2015 N 97-ПП "О Стратегии устойчивого развития сельских территорий в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2030 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. № 97-ПП

О СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
Утвердить Стратегию устойчивого развития сельских территорий в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2030 года.

Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ





Утверждена
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 19 мая 2015 г. № 97-ПП

СТРАТЕГИЯ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

I. Общие положения

Стратегия устойчивого развития сельских территорий Кабардино-Балкарской Республики на период до 2030 года (далее - Стратегия) направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения Кабардино-Балкарской Республики, а также сохранение социального и экономического потенциала сельских территорий.
Стратегия разработана в соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р, и Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р (далее - Концепция устойчивого развития сельских территорий).
Экономика Кабардино-Балкарской Республики исторически является ориентированной на сельское хозяйство.
До 2013 года главным инструментом реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий в Кабардино-Балкарской Республике являлась республиканская целевая программа "Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2013 года", утвержденная Законом Кабардино-Балкарской Республики от 15 марта 2003 г. № 32-РЗ (далее - Программа социального развития села).
В результате реализации мероприятий Программы социального развития села 1367 сельских семей улучшили жилищные условия, в том числе 702 молодые семьи. Выросли уровень газификации сельского жилищного фонда до 98,8 процента и показатель обеспеченности сельского населения питьевой водой до 85 процентов. Построено учебное заведение на 660 ученических мест, открыты 3 фельдшерско-акушерских пункта.
С 2014 года реализация основных направлений Концепции устойчивого развития сельских территорий осуществляется в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Кабардино-Балкарской Республики на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 июля 2014 г. № 154-ПП (далее - Подпрограмма, Госпрограмма).
В Стратегии используются следующие понятия:
"сельские поселения" - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
"сельская местность" - совокупность сельских населенных пунктов;
"устойчивое развитие сельских территорий" - стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

II. Современное состояние и тенденции
развития сельских территорий

1. Общая характеристика сельских территорий

Сельские территории в Кабардино-Балкарской Республике обладают уникальным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, рациональное использование которого может обеспечить устойчивое развитие, достойный уровень и качество жизни сельского населения.
Численность сельского населения с 2000 года в целом по стране сократилась, а в Кабардино-Балкарской Республике, напротив, наблюдается рост на 24,4 тыс. человек. Численность сельского населения республики составила на 1 января 2014 года 409,5 тыс. человек.
Показатель ожидаемой продолжительности жизни сельского населения - 73,3 года, городского - 74 года, что выше общероссийского на 4,1 и 2,7 года соответственно.
В Кабардино-Балкарии неуклонно уменьшается урбанизация населения. Так, в 1990 году сельское население составляло 39,0 процента, в 2000 году - 43,4 процента, а в 2013 году уже 47,7 процента. В целом по России ситуация развивается в обратном направлении, и более 70 процентов населения проживает в городах.
В структуре сельского расселения Кабардино-Балкарской Республики преобладают многочисленные сельские населенные пункты. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, из 112 сельских населенных пунктов 21 имеет население менее 1000 человек. Сельские населенные пункты с численностью жителей более 2000 составляют около 52,7 процента.

2. Развитие сельской экономики, занятость
и доходы сельского населения

Сельская экономика Кабардино-Балкарии, как и в целом России, формируется в первую очередь за счет сельскохозяйственного производства.
Динамика фактических расходов за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на государственную поддержку агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики за последние три года положительная. В 2014 году из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на указанные цели выделено 375,9 млн рублей, что составляет 150 процентов к уровню 2012 года.
По данным Кабардино-Балкариястата, объем продукции сельского хозяйства всех сельскохозяйственных товаропроизводителей республики за 2014 год составил 34,1 млрд рублей. В структуре продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств на сельхозорганизации приходится 23,2 процента, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей - 32,0 процента, хозяйства населения - 44,8 процента.
Сельское хозяйство во всех муниципальных районах Кабардино-Балкарской Республики является важной сферой приложения труда сельского населения. Однако заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении последних лет была значительно ниже средней по экономике (в 2013 году начисленная заработная плата работников сельского хозяйства составила 8,06 тыс. рублей, или 44,2 процента средней заработной платы по экономике республики).
Выполнение основных общенациональных функций сельских территорий затруднено из-за структурного кризиса, связанного с трансформацией форм собственности и переводом деятельности всех сфер жизни на рыночные принципы.
В этой ситуации выходом является всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, в том числе развитие ремесел и сельского туризма, организация и снятие административных барьеров для сбыта продукции через рынки, облегчение доступа к природным, в том числе земельным, материальным, финансовым и информационным, ресурсам (далее - ресурсы развития), развитие инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход.
В условиях безработицы и отсутствия заработка у населения растет недовольство существующим распределением земельных участков между крупными арендаторами. По расчетам, 50 - 100 га пашни при правильном использовании способны обеспечить 500 - 1500 тыс. рублей годового дохода. Сельские семьи, способные и желающие получать доход, обрабатывая землю, должны иметь такую возможность.
С другой стороны, развитие крупного бизнеса на селе сопровождается привлечением инвестиций и использованием современных технологий. При этом становятся востребованы работники узкой специализации, налаживаются торговые связи.
В связи с этим назрела необходимость определения критериев экономической эффективности и социальной справедливости землепользования.

3. Качество жизни сельского населения

Реализация мер государственной поддержки развития жилищного строительства, в том числе в рамках Программы социального развития села, существенно улучшила жилищную ситуацию в сельской местности.
В 2013 году по сравнению с 2000 годом общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного сельского жителя, выросла на 21,0 процент и составила 16,9 м, в то время как в городской местности на одного жителя приходится 20,3 м жилой площади.
Благоустроенность сельского жилищного фонда улучшается, но все еще отстает от городского уровня. За время действия Программы социального развития села уровень газификации сельских населенных пунктов вырос до 98,8 процента. Уровень обеспечения питьевой водой населения составлял в 2013 году 85 процентов.
В 2013 году в сельской местности действовало 178 учреждений общего среднего образования, в которых обучалось 41,0 тыс. человек.
Заметен рост компьютеризации сельских школ. В 2013 году 95 процентов образовательных учреждений имели доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Импульсом к развитию сети медицинских организаций в сельской местности стала реализация в 2011 - 2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения.
Кроме того, для расширения видов и объемов медицинской помощи сельскому населению в 2014 году за счет средств разных источников проведено серьезное обновление и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения. Построено, отремонтировано и реконструировано 7 объектов. Введено в строй 42 современных фельдшерско-акушерских пункта и 10 врачебных амбулаторий. На 62 единицы обновлен парк автомобилей скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф.
Каждый населенный пункт обеспечен медицинским учреждением (кроме четырех, население которых закреплено за близлежащими селами), радиус обслуживания населения составляет 5 - 7 км. Отработана маршрутизация сельского населения из близлежащих населенных пунктов в центральные районные больницы.
Сеть здравоохранения в сельских населенных пунктах представлена в значительной доле небольшими по мощности сельскими медицинскими учреждениями: центральными районными больницами, сельскими врачебными амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами.
Таким образом, функционирующая модель здравоохранения рациональна и в достаточном объеме обеспечивает сельское население республики первичной медико-санитарной помощью.
Более 94 процентов учреждений культуры Кабардино-Балкарской Республики находятся в муниципальных образованиях, в сельских поселениях - 71 процент, из которых 60 процентов - в неудовлетворительном состоянии.
Организацией досуга сельской молодежи в Кабардино-Балкарской Республике занимаются 123 учреждения культурно-досугового типа.
В сельских поселениях действуют 119 библиотек. Общее количество зарегистрированных пользователей составляет 277,3 тыс. человек. Проделана большая работа по решению важнейших задач - компьютеризации сельских библиотек, пополнению книжного фонда. С 2008 года ежегодно заключается соглашение между Правительством Кабардино-Балкарской Республики и Министерством культуры Российской Федерации о предоставлении из федерального бюджета бюджету Кабардино-Балкарской Республики трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований. За период с 2008 по 2013 год муниципальным библиотекам на приобретение книг было выделено более 800 тысяч рублей.
В детских школах искусств сельских поселений обучаются 2011 детей, что составляет 6,1 процента от общего количества детей, обучающихся в общеобразовательных организациях. По нормативу эта цифра должна соответствовать 12 процентам. По статистическим данным детские школы искусств имеются в 49 сельских поселениях (44 процента к общему количеству сельских поселений республики).
Растет интерес сельского населения к занятиям физической культурой и спортом. В сельских поселениях республики функционируют 13 спортивных школ, где учебно-тренировочный процесс осуществляют 590 тренеров. Численность регулярно занимающихся физической культурой и спортом в сельской местности составляет 86,6 тыс. человек.
На территории сельских поселений имеются 180 спортивных объектов, из них:
45 действующих спортивных залов и физкультурно-оздоровительных комплексов;
2 многофункциональных зала и 3 физкультурно-оздоровительных комплекса на стадии строительства;
19 стандартных футбольных полей;
36 футбольных мини-полей с искусственным покрытием;
75 спортивных площадок с уличными тренажерами.
Бассейнов в сельских поселениях республики не имеется.
Бытовое обслуживание в сельской местности активно развивается за счет индивидуального предпринимательства.
Все сельские населенные пункты Кабардино-Балкарской Республики соединены дорогами общего пользования с твердым покрытием.
Доля безработных жителей в сельской местности в общей численности зарегистрированных безработных в органах службы занятости оставалась достаточно высокой на протяжении многих лет и сохранялась на уровне 50 - 65 процентов. Так, по состоянию на 1 января 2014 года численность безработных граждан, зарегистрированных в сельской местности, составила 4,8 тыс. человек, или 56,3 процента от общей численности безработных граждан.
У сельских жителей существенно меньше перспектив найти новую работу, однако есть возможность осуществлять самозанятость в личном подсобном хозяйстве. Учет по производству сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах ведется местными администрациями сельских поселений, информация представляется в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике.
По состоянию на 1 января 2014 года обеспеченность сельского населения Кабардино-Балкарской Республики торговыми площадками на 1000 человек составила 104,68 кв. м. Количество объектов розничной торговли в сельской местности - 7068 ед.

4. Кадровое, научное
и консультационное обеспечение

Структурная перестройка сельской экономики отразилась на кадровом обеспечении аграрного сектора. Сохраняется тенденция снижения насыщенности хозяйств квалифицированным рабочим персоналом, специалистами с профессиональным образованием. Наблюдается рост работников пенсионного возраста.
Из общего числа специалистов, прошедших обучение в сельскохозяйственных учебных заведениях, в сельскохозяйственные организации, профильные научные институты и на предприятия смежных отраслей трудоустраиваются 20 процентов выпускников.
Профессиональное аграрное образование представлено федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова", в котором ежегодно проводятся научно-исследовательские работы. В 2013 году профессиональную переподготовку и повышение квалификации прошли 25 руководителей и специалистов агропромышленного комплекса.
Учитывая сложившуюся ситуацию, целесообразно включить в систему высшего аграрного образования обязательный курс по тематике "Устойчивое развитие сельских территорий".

5. Сельская кооперация

В Кабардино-Балкарской Республике в целях стимулирования развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, содействия занятости населения в сельской местности зарегистрировано 39 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 30 кредитных, 5 перерабатывающих и 4 снабженческо-сбытовых. Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов составляет 82,3 процента.
Основными направлениями развития малых форм хозяйствования, в частности сельскохозяйственной потребительской кооперации, в Кабардино-Балкарской Республике являются:
повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, защита экономических и имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, являющихся членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
предоставление финансовых и организационных мер государственной поддержки организациям, входящим в систему сельскохозяйственной потребительской кооперации;
организация системы заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, оптовых сельскохозяйственных продовольственных рынков, сельскохозяйственных кооперативных рынков, логистических центров, консультационных услуг в муниципальных районах, заготовительных пунктов реализации сельскохозяйственной продукции, кормов для сельскохозяйственных животных и птицы с участием сельскохозяйственных потребительских, в том числе кредитных, кооперативов;
повышение квалификации и обучение членов кооперативов.
Предприятия малого и среднего бизнеса вносят весомый вклад не только в развитие экономики, но и в обеспечение социальной стабильности, формирование среднего класса как основы повышения уровня жизни.
В рамках Плана мероприятий по созданию и развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденного распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 сентября 2014 г. № 603-рп, Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики разработана ведомственная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной кооперации в Кабардино-Балкарской Республике" на 2015 - 2017 годы, основная цель которой - развитие системы сельскохозяйственной кооперации как основного механизма обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей (особенно малых форм хозяйствования на селе) к рынкам реализации сельскохозяйственной продукции.

6. Местное самоуправление

Деятельность органов местного самоуправления позволяет реализовать один из основных принципов управления - обеспечение условий для самоорганизации населения. Наличие эффективного института местного самоуправления является одним из основных факторов устойчивого развития сельских территорий.
В сельской местности действует двухуровневая модель местного самоуправления, включающая муниципальные районы и сельские поселения. За годы, прошедшие после вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проведена большая работа по разграничению полномочий между органами местного самоуправления разных уровней и органами государственной власти, а также по закреплению за ними соответствующих источников дохода. Вопросы местного значения, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, охватывают широкий круг социально значимых задач. Эффективное исполнение органами местного самоуправления соответствующих полномочий является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития сельских территорий.
Доля собственных доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики в 2014 году составила 28,9 процента, что на 1,8 процента больше уровня 2012 года.
Остается актуальной задача дальнейшего совершенствования механизмов финансовой поддержки и развития собственной доходной базы муниципальных образований.

7. Природные ресурсы и окружающая среда

Условием устойчивого развития и источником увеличения сельскохозяйственного производства являются сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В структуре земельного фонда Кабардино-Балкарской Республики значительную площадь занимают земли сельскохозяйственного назначения - 711,4 тыс. га, или 57,0 процента территории республики.
Наиболее ценную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья - 627,1 тыс. га (88,1 процента от общей площади), к которым относят пашню - 283,8 тыс. га (39,9 процента), пастбища - 272,4 тыс. га (38,3 процента), сенокосы - 59,9 тыс. га (8,4 процента), земли, занятые многолетними насаждениями, - 11,1 тыс. га (1,6 процента).
На 1 января 2014 года 485 предприятий производят сельскохозяйственную продукцию на площади 189,8 тыс. га, из которых 39,4 тыс. га находятся в пользовании предприятий и организаций, а 150,4 тыс. га арендуются. Площадь арендованных земель в сравнении с 2012 годом уменьшилась на 4,5 тыс. га.
Личными подсобными хозяйствами республики для производства сельскохозяйственной продукции в 2013 году использовалось 264,5 тыс. га земель, что на 4,4 тыс. га больше чем в 2012 году.
В Кабардино-Балкарской Республике имеется 130,2 тыс. га орошаемых земель. В их структуре преобладают сельскохозяйственные угодья. С каждым годом площади земель, требуемых улучшения, увеличиваются, что подтверждается ежегодными обследованиями мелиорируемых земель.
Одной из основных задач мониторинга земель является определение стартового состояния пахотных земель (по почвенным показателям). Информация используется при передаче земель в аренду, при купле-продаже земельных участков, при выборе оптимальных вариантов при изъятии земель и переводе их в другие категории.
Актуальность проведения мониторинга земель связана, прежде всего, с имеющей место устойчивой тенденцией к ухудшению качества почв пашни, в частности дегумификации почв пашни, снижением содержания в ней питательных веществ, закислением почв. Это обусловлено прекращением внесения в почву минеральных и органических удобрений, нарушением севооборотов, невыполнением почвозащитных, агрохимических и мелиоративных мероприятий. В этой связи первоочередной задачей является возобновление в республике почвенных обследований, что позволит обосновано судить о степени воздействия негативных процессов и явлений, вскрывать закономерность их развития, разрабатывать меры по предупреждению и устранению влияния техногенного и природного характера на почвенный покров территории республики.
В категории земель сельскохозяйственного назначения площадь земель сельскохозяйственных угодий, подверженных негативным воздействиям, составляет:
водной эрозии - 96,1 тыс. га (17,1 процента);
ветровой эрозии - 139,9 тыс. га (26,2 процента).
Подтопление и затопление земель представляют собой особую опасность. Эти негативные процессы в большей мере проявляются на землях, прилегающих к крупнейшим рекам республики Терек, Малка, Черек, Нальчик и Урвань, а также к гидротехническим сооружениям.
Земли и водные объекты загрязнялись отходами производства и потребления (твердыми коммунальными отходами), а также неочищенными коммунальными стоками, в том числе из частного сектора.
Сто шестнадцать действующих в Кабардино-Балкарской Республике объектов размещения твердых отходов занимают 231 га земель. Для возвращения загрязненных земель в хозяйственный оборот необходимо осуществить строительство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов, рекультивацию свалок, что предусмотрено подпрограммой "Организация управления отходами в Кабардино-Балкарской Республике" государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Охрана окружающей среды в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы.
Для предотвращения загрязнения атмосферного воздуха, земель, грунтовых и подземных вод и поверхностных водных объектов в сельских поселениях рекомендуется строительство:
биотермических ям для обезвреживания и захоронения трупов павших животных;
помето- и навозохранилищ;
систем водоотведения и очистки коммунальных стоков.

8. Дифференцированный подход
к развитию сельских территорий

Важно применять дифференцированный подход к развитию сельских территорий каждого муниципального образования на основе использования сравнительных преимуществ, выявления проблем, препятствующих устойчивому развитию, поиска точек роста, выявления и поддержки приоритетных направлений развития, совершенствования механизмов финансовой поддержки и развития собственной доходной базы.
Особенностью сельских территорий в Кабардино-Балкарской Республике является разнообразие видов сельской местности.
Различия между муниципальными районами внутри Кабардино-Балкарской Республики достаточно ощутимые. Особенно велики различия между степной и горной зонами. Можно выделить относительно развитые районы и районы с сельскими территориями переходного типа.
В районах с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, благоприятными природными условиями необходимо использовать набор следующих универсальных мер, направленных на развитие сельской экономики и повышение уровня жизни сельского населения:
диверсификация сельской экономики, поддержка всех видов бизнеса в сельской местности, создающих рабочие места, и всех форм самозанятости, особенно сельского туризма и ремесел;
повышение качества жизни и доступа сельского населения к качественным социальным услугам;
развитие самоуправления, поддержка инициатив сельских сообществ;
обеспечение развития рыночной инфраструктуры и повышение доступа мелких и средних товаропроизводителей к рынкам сбыта сельхозяйственной продукции;
расширение доступа сельского населения к ресурсам развития, развитие самоуправления, поддержка инициатив сельских сообществ;
поддержка сельской кооперации.
Районы с менее благоприятными условиями развития сельской местности страдают главным образом от депопуляции, для преодоления которой необходимо осуществить комплекс следующих мер:
проведение специальной демографической политики, включая усиление государственной поддержки многодетных семей и оказание дополнительной поддержки социально уязвимым семьям - малообеспеченным, неполным, воспитывающим детей-инвалидов, разработку мер по сокращению миграционного оттока и повышению миграционной привлекательности этих территорий, а также по содействию занятости населения;
развитие социальной инфраструктуры, включая разработку специальных программ по сохранению доступа населения к учреждениям здравоохранения и образования, улучшению транспортной доступности, развитию инженерно-бытовой инфраструктуры (доступ к сетевому газу, водопроводу и канализации);
обеспечение поддержки сельского хозяйства, включая осуществление перехода на менее трудоемкие отрасли сельского хозяйства (пастбищное животноводство, выращивание трав), а также облегчение доступа к кредитам, оказание помощи в обновлении техники и закупке кормов;
диверсификация сельской экономики, включая развитие несельскохозяйственных отраслей сельской экономики по таким направлениям, как развитие лесного хозяйства, ремесел, сохранение традиционного культурного ландшафта, сельской архитектуры, а также развитие сферы обслуживания туристов.

9. Проблемы, препятствующие устойчивому
развитию сельских территорий

В последние годы прослеживается существенное развитие сельских территорий в Кабардино-Балкарии. Неуклонно растут экономические и социальные показатели, но многие проблемы не решены.
Малоземелье республики сдерживает как развитие малых форм хозяйствования, так и средний и крупный бизнес.
Переход сельских территорий к устойчивому развитию также тормозится отсутствием эффективной системы межведомственного взаимодействия и координации отдельных вопросов, связанных с развитием сельских территорий.
Сохраняются ведомственные барьеры, препятствующие доступности ресурсов для сельского населения.
Проблема сельской безработицы в республике остается острой.
Жизнь в сельской местности не является привлекательной для молодежи, отток ее из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы села.
В сельской местности сокращается количество учреждений культурно-досугового типа и детских школ искусств. Слабой остается материально-техническая база многих сельских очагов культуры. Ежегодно увеличивается процент зданий, находящихся в неудовлетворительном состоянии. У большинства зданий домов культуры физический износ составляет более 60 процентов.
Несмотря на позитивные тенденции в развитии спорта, следует признать наличие комплекса проблем, требующих решения, в частности:
отсутствие во многих сельских поселениях республики специализированных спортивных объектов, низкий уровень деятельности по привлечению лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом;
недостаток квалифицированных кадров, имеющих соответствующую профессиональную подготовку.
Одним из путей решения обозначенных проблем является реализация государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие физической культуры и спорта в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы, в рамках которой осуществляются следующие мероприятия:
строительство многофункциональных и специализированных спортивных залов и физкультурно-оздоровительных комплексов в населенных пунктах республики и их оснащение спортивным оборудованием и инвентарем;
строительство стандартных футбольных полей и мини-полей с искусственным покрытием;
организация и проведение спортивных и массовых мероприятий;
создание в спортивных учреждениях отделений и групп по адаптивной физической культуре;
обеспечение деятельности государственных учреждений в сфере подготовки спортивного резерва и массового спорта.
Ожидаемыми результатами реализации программы являются:
рост доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения до 44,6 процента;
повышение доли лиц, занимающихся футболом, в профильных спортивных школах;
проведение переподготовки и повышения квалификации всех тренеров-преподавателей.
Сельское здравоохранение продолжает испытывать дефицит в педиатрах и узких специалистах.
Проблемы сельского здравоохранения, образования и культуры - слабая материально-техническая база, дефицит кадров.
Для улучшения обслуживания сельского населения необходимо:
продолжить строительство и капитальный ремонт школ, фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий, учреждений культурно-досугового типа, спортивных площадок в сельских населенных пунктах;
обеспечить приобретение передвижных медицинских комплексов, а также применение информационных технологий при оказании медицинской помощи сельским жителям;
стимулировать развитие государственного и частного партнерства, активно привлекать малый и средний бизнес в систему оказания бесплатной помощи сельскому населению.
Реализация предложенных путей решения проблем позволит улучшить качество жизни сельского населения и увеличить ожидаемую продолжительность жизни к 2030 году до 76 лет.

III. Цели и задачи государственной политики
в области обеспечения устойчивого развития
сельских территорий

Целями государственной политики в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года являются:
создание благоприятных социально-экономических условий для населения сельских территорий и решения задач территориального развития;
обеспечение стабилизации численности сельского населения и создание условий для его роста за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, уменьшения миграционного оттока населения;
обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов;
повышение эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны.
Устойчивое развитие сельских территорий будет осуществляться путем решения задач, направленных на:
создание комплекса условий и предпосылок для улучшения демографической ситуации в сельской местности;
оптимизацию территориального размещения сельского хозяйства и связанных с ним отраслей;
диверсификацию сельской экономики;
развитие малого предпринимательства и кооперации в сельской местности;
совершенствование социальной инфраструктуры, повышение доступности социальных услуг;
совершенствование жилищной и инженерно-коммунальной инфраструктуры;
развитие дорожно-транспортной инфраструктуры сельских территорий;
расширение доступа сельского населения к услугам современных средств связи;
улучшение доступа сельских жителей к ресурсам развития;
совершенствование кадрового, научного и методического обеспечения развития сельских территорий;
совершенствование местного самоуправления и развитие институтов гражданского общества;
обеспечение рационального природопользования.
Указанные задачи определяют приоритетные направления государственной политики в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года.

IV. Целевые показатели устойчивого развития
сельских территорий на долгосрочный период

Достижение целей и задач Стратегии определяется достижением к 2030 году следующих основных целевых показателей:
стабилизация численности сельского населения на уровне 450 тыс. человек;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни сельского населения до 76 лет;
обеспечение среднегодового темпа прироста производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) к предыдущему году в размере 4,4 процента;
увеличение доли крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в производстве продукции сельского хозяйства до 40 процентов;
повышение уровня занятости сельского населения до 67,5 процента;
рост отношения заработной платы в сельском хозяйстве к среднему значению по экономике страны до 80 процентов;
увеличение общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя в сельских населенных пунктах, до 21,5 кв. м;
увеличение удельного веса общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованных всеми видами благоустройства, до 80 процентов.
Целевые показатели устойчивого развития сельских территорий в Кабардино-Балкарской Республике представлены в приложении к настоящей Стратегии.

V. Приоритетные направления государственной политики
в области устойчивого развития сельских территорий
на период до 2030 года

1. Улучшение демографической ситуации

Решение демографических проблем осуществляется в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351.
В рамках Стратегии необходимо решить задачи, направленные на:
обеспечение молодыми квалифицированными кадрами агропромышленного комплекса и сельской экономики в целом, а также на облегчение трудовой мобильности;
создание условий для самореализации молодежи в сельской местности;
создание благоприятных условий для жизни сельских семей, особенно молодых и многодетных;
сокращение темпов убыли сельского населения;
поддержку переселения в сельскую местность и расширения социального контроля над сельскими территориями;
создание положительного образа сельских территорий.
В целях расширения доступа к приобретению жилья семьями, проживающими в сельской местности, в том числе молодыми и многодетными, необходимо:
предоставлять земельные участки под строительство жилья;
осуществлять программы по оказанию государственной финансовой поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений;
осуществлять частичную компенсацию затрат на приобретение участков под строительство жилых домов, проектно-изыскательские работы и инженерную подготовку площадки под жилищную застройку.
Для обеспечения квалифицированными молодыми кадрами предприятий агропромышленного комплекса и других сфер сельской экономики необходимо:
разработать для общеобразовательных организаций, находящихся в сельской местности, программы дополнительного образования, направленные на профессиональное ориентирование школьников на получение востребованных для сельской территории профессий и специальностей;
разработать систему мер привлечения кадров в сельскую местность;
создать условия для формирования и развития системы поощрения и мотивации талантливой молодежи, а также для закрепления ее в сельской местности.

2. Обеспечение условий для развития
и диверсификации сельской экономики

Перспективы и прогноз развития сельских территорий в значительной степени определяются состоянием агропромышленного производства, в первую очередь сельского хозяйства.
Основными факторами, которые определят более полное использование имеющегося в отрасли потенциала, являются:
модернизация и переход к инновационной модели развития, ускоренное освоение современных достижений науки и техники, позволяющих повышать производительность труда, снижать ресурсоемкость производимой продукции и формировать кадровый потенциал села, способный осваивать прогрессивные технологии;
наращивание отечественного производства, а также формирование экспортных ресурсов и более полное освоение сельских территорий.
Диверсификация агропромышленного производства направлена в первую очередь на создание эффективной занятости сельского населения.
Учитывая относительно высокий потенциал плодородных земель Кабардино-Балкарской Республики, следует продолжить интенсификацию возделывания зерновых культур, овощей, подсолнечника, увеличить производство мяса, формировать экспортные ресурсы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Одновременно целесообразно направить инвестиции на модернизацию и строительство новых перерабатывающих предприятий.
Происходящие в результате модернизации сельскохозяйственного производства структурные сдвиги в занятости сельского населения обусловливают необходимость принятия дополнительных мер по поддержке малого и среднего бизнеса, кооперации и стимулированию развития несельскохозяйственных видов деятельности на селе.
Приоритетными мерами в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда в сельских населенных пунктах являются:
создание новых и модернизированных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, обеспечивающих переход агропромышленного производства на инновационные технологии;
стимулирование развития предпринимательства, крестьянских (фермерских) хозяйств, самозанятости и форм семейной занятости на базе личных подсобных хозяйств и потребительской кооперации;
создание условий для привлечения и закрепления квалифицированных молодых специалистов в сельской местности.
Развитие несельскохозяйственных видов деятельности является важным источником занятости и доходов сельского населения, значение которого было существенным всегда в силу сезонности аграрного труда и невозможности обеспечить интенсивную круглогодичную занятость сельского населения в сельскохозяйственном производстве.
Основными направлениями развития несельскохозяйственных видов деятельности являются:
производство строительных материалов и строительство;
бытовое и социально-культурное обслуживание населения;
заготовка и переработка плодов и ягод, лекарственных растений и другого сырья;
сельский туризм;
торговля;
ремесла.
В Кабардино-Балкарской Республике есть все предпосылки для развития сельского туризма.
Сельский туризм является не просто отраслью туристической индустрии, но выполняет следующие важные социально-экономические функции:
создание привлекательных рабочих мест, в том числе для сельской молодежи и женщин;
обустройство сельских территорий;
комплексное использование природных и культурных потенциалов сельских территорий.
Развитие сельского туризма напрямую содействует повышению привлекательности проживания в сельской местности.
Исторически сельское население Кабардино-Балкарской Республики занимается ремеслами. Вспомогательные производства позволяют обеспечить круглогодичную занятость. Занятия ремеслами - это реальный путь повышения доходов сельского населения.
В современных условиях, когда трудно изыскать значительные материальные и финансовые ресурсы для организации местной промышленности, развитие ремесел имеет следующие несомненные преимущества:
относительно небольшие капитальные вложения при организации и функционировании производства;
дополнительная круглогодичная занятость для работников, имеющих сезонную занятость по основному месту работы;
возможность организации надомного труда;
возможность использования дешевых материалов и вторсырья для производства многих изделий;
возможность привлечения к занятиям ремеслами представителей различных возрастных и социальных групп населения (пенсионеры, инвалиды, старшеклассники и др.).

3. Повышение качества жизни сельского населения

Увеличение доступа сельского населения к объектам социальной инфраструктуры приведет к улучшению качества жизни людей, проживающих в сельской местности. Для успешной реализации этого направления в первую очередь необходимо повысить уровень предоставления услуг образования, медицинского, ветеринарного, культурного, торгового, бытового и других видов обслуживания в сельских поселениях с учетом существующих систем расселения, транспортной и временной доступности соответствующих организаций.
Для предотвращения оттока молодых кадров из сельской местности в Кабардино-Балкарской Республике осуществляются мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности.
Так, за период действия республиканской целевой программы "Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2013 года" (2003 - 2013 годы) улучшили жилищные условия 1367 сельских семей, в том числе 702 семьи молодых специалистов и молодых семей. Построено (приобретено) 114,1 тыс. кв. м жилья, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами - 51,6 тыс. кв. м. Для улучшения доступа сельского населения к объектам социальной инфраструктуры построено 1 общеобразовательное учреждение на 660 мест, 4 ФАПа, 57,5 км газопроводных и 164,1 км водопроводных сетей.
С 2014 года началась реализация подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Кабардино-Балкарской Республики на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике" на 2014 - 2020 годы.
В целях улучшения качества оказания медицинской помощи сельскому населению в Кабардино-Балкарской Республике создана трехэтапная система оказания медицинской помощи.
I этап - первичная медико-санитарная помощь сельским жителям оказывается в 49 фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП), 95 врачебных амбулаториях, входящих в состав центральных районных и районных больниц, и 2 участковых больницах. Радиус обслуживания ФАПов составляет от 4 до 5 км;
II этап - специализированная медицинская помощь сельским жителям оказывается в 11 центральных районных больницах с поликлиническими отделениями, 1 районной больнице, в 8 стоматологических поликлиниках и 1 психиатрической больнице;
III этап - оказание сельским жителям специализированной медицинской помощи осуществляется в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения "Республиканская клиническая больница", "Республиканская детская клиническая больница", "Перинатальный центр", а также в республиканских диспансерах и центрах.
Спрос на рабочую силу на селе формируется в основном за счет временных и сезонных работ, т.е. прирост постоянных рабочих мест практически отсутствует.
При содействии органов службы занятости Кабардино-Балкарской Республики в 2013 году трудоустроено 2,9 тыс. сельских жителей (или 57 процентов от общего числа трудоустроенных).
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 г. № 57-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике" определены меры государственной социальной поддержки, предусмотренные специалистам учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, образования, культуры и государственной ветеринарной службы, физической культуры и спорта, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа. Правительством Кабардино-Балкарской Республики приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и формы предоставления мер государственной социальной поддержки названным категориям граждан.
Министерством труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики сформирован и ведется республиканский регистр лиц, имеющих право на получение мер государственной социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением. Это педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности и поселках городского типа.
Для получения ежемесячной денежной выплаты на учете состоят 2568 человек. Размер ежемесячной денежной выплаты ежегодно индексируется в соответствии с законом Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год и на плановый период с учетом фактического уровня инфляции. С 1 января 2015 года размер ЕДВ составляет 436 рублей.
Для получения ежемесячной денежной компенсации на учете состоят 6966 человек. С 1 января 2015 года средний размер ежемесячной денежной компенсации составляет 1312,4 рубля.
Услуги традиционной телефонной связи общего пользования в сельских поселениях Кабардино-Балкарской Республики, а также широкополосный доступ к ресурсам сети "Интернет" предоставляет Кабардино-Балкарский филиал ОАО "Ростелеком" (далее - "Ростелеком"), который является базовым оператором информационно-коммуникационных услуг.
В некоторых сельских поселениях, находящихся в горных районах республики, имеются проблемы с устойчивой мобильной связью и "Интернетом", для решения которых операторами мобильной связи планируется строительство базовых станций.
В целях улучшения качества предоставляемых услуг в муниципальных образованиях республики "Ростелеком" планомерно проводит строительство абонентской мультисервисной сети, позволяющей пользователям получить как традиционную телефонию, цифровое телевидение, так и подключить системы пожарной и охранной безопасности, широкополосный доступ к ресурсам сети "Интернет".
Ведется планомерная модернизация как стационарного оборудования, так и линейных сооружений.
В целях улучшения качества предоставляемых услуг Кавказским филиалом ОАО "МегаФон" в 2015 году запланировано строительство базовых станций в сельских поселениях Верхняя Жемтала, п. Звездный, Исламей, Алтуд.
Филиалом ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в 2015 году планируется ввод волоконно-оптической линии связи "Зольский - Малка - Баксан - Чегем - Нальчик - Нарткала - Майский - Прохладный - Терек", а также модернизация площадок с базовыми станциями.
Для дальнейшего повышения качества жизни сельского населения необходимо укрепить материально-техническую базу предоставления социальных услуг, особенно услуг здравоохранения и ветеринарных услуг, с учетом временной и транспортной доступности.
В целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования в сельской местности, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования следует:
восстановить и развивать сети дошкольных образовательных организаций и малокомплектных общеобразовательных организаций на основе создания образовательных организаций типа "детский сад - школа", образовательных организаций семейного типа, групп кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации для подготовки детей к школе;
оказывать поддержку малокомплектным детским садам и школам в сельской местности;
восстановить и развивать в сельской школе функции профессиональной ориентации и трудовой подготовки для работы в сельском хозяйстве, а также организации собственного дела в других значимых на селе сферах деятельности;
расширить доступ к профессиональному образованию и обучению на основе разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий с применением электронного обучения для сельского населения, в том числе женщин, имеющих детей, и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В области улучшения медицинского обслуживания необходимо решить следующие задачи:
обеспечить комплексный межведомственный подход к решению вопросов охраны здоровья сельского населения с учетом приоритетных задач обеспечения для всех групп сельского населения первичной медико-санитарной, скорой и специализированной медицинской помощи;
продолжить строительство фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики в сельских населенных пунктах;
при разработке программ территориального планирования каждого муниципального района рекомендуется предусмотреть наличие медицинских организаций и их подразделений с учетом транспортной доступности для сельского населения;
создавать консультативно-диагностические центры первичной специализированной медико-санитарной помощи;
расширять меры социальной поддержки медицинских работников, работающих в сельской местности;
стимулировать развитие государственно-частного партнерства, активно привлекать малый и средний бизнес в систему оказания бесплатной медицинской помощи сельскому населению в амбулаторных условиях;
укрепить материальную базу скорой и специализированной медицинской помощи, дистанционной диагностики для охвата сельского населения диспансеризацией.
Для улучшения возможностей для занятия спортом и проведения активного здорового досуга в сельской местности необходимо:
поддерживать создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;
поддерживать сооружение плоскостных спортивных сооружений и стадионов в сельской местности;
расширять финансирование организационных мероприятий по физкультурно-спортивной работе.

4. Улучшение доступа сельских
жителей к ресурсам развития

Устойчивое развитие сельских территорий невозможно без изменения государственной политики в сфере земельных отношений применительно к землям сельскохозяйственного назначения.
В целях комплексного решения вопросов развития сельских территорий необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений и реализовать ряд организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования земель в сельском хозяйстве.
Цели, задачи и направления реализации государственной политики по управлению земельным фондом определены в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 297-р. Одно из направлений государственной политики по управлению земельным фондом предусматривает установление механизмов защиты земель сельскохозяйственного назначения от выбытия из сельскохозяйственного оборота, а также совершенствование оборота земель сельскохозяйственного назначения и землеустройства.
При этом, учитывая, что земля является основным средством производства в сельском хозяйстве, в целях повышения эффективности ее использования необходимо обеспечить проведение работ по оценке качества земель с учетом их пригодности для использования в сельскохозяйственном производстве.
Доступ сельских жителей к природным ресурсам представляет собой возможность их использования в целях удовлетворения жизненных потребностей в хозяйственной и иной деятельности.
В рамках реализации данного направления в Кабардино-Балкарской Республике необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на создание условий для эффективного управления земельными ресурсами, а именно:
установить границы муниципальных образований путем координатного описания границ и внесением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости;
провести инвентаризацию земель:
с выявлением земельных участков сельскохозяйственного назначения, поставленных на государственный кадастровый учет, расположенных в границах сельских и городских поселений;
в отношении которых необходимо провести кадастровые работы с последующей постановкой на государственный кадастровый учет;
земельных участков иных категорий земель, расположенных в границах сельских и городских поселений;
неиспользуемых либо используемых не по целевому назначению земельных участков;
обеспечить проведение работ по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных в границах сельских и городских поселений.
Одной из приоритетных задач в данном направлении также является вопрос увеличения площади земель сельскохозяйственного назначения за счет передачи земельных участков сельскохозяйственного назначения из федеральной собственности в муниципальную собственность сельских и городских поселений Кабардино-Балкарской Республики.
В соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, предусмотренными Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", переданные земельные участки будут использоваться в целях развития социально-экономической активности в регионе в сфере сельскохозяйственной деятельности.

5. Повышение эффективности
местного самоуправления

Местное самоуправление является важным звеном в реализации государственной политики по обеспечению устойчивого развития сельских территорий. Для достижения целей и решения задач устойчивого развития сельских территорий необходимо дальнейшее совершенствование института местного самоуправления в соответствии со следующими приоритетами:
совершенствование форм организации местного самоуправления;
укрепление финансовой базы местного самоуправления;
повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Между Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики и местными администрациями муниципальных образований, которые обязались установить максимальные ставки по местным налогам в соответствии с решениями советов местного самоуправления, 11 января 2011 года заключены соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений в местные бюджеты. Однако до настоящего времени отдельные муниципальные образования не исполнили принятые на себя обязательства, что повлекло за собой недополучение собственных доходов местных бюджетов. В целях увеличения доходов местных бюджетов, а также организации контроля за начислением и уплатой земельного налога и налога на имущество физических лиц необходимо предусмотреть:
увеличение налоговых ставок по местным налогам;
проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков, другого недвижимого имущества и привлечению их к налогообложению;
проведение сплошной инвентаризации недвижимого имущества физических лиц, выявление объектов недвижимого имущества, на которые не оформлены права. Передача данных, установленных в ходе проведения инвентаризации, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике;
содействие физическим лицам в оформлении права собственности на земельные участки и недвижимое имущество.
Кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения Кабардино-Балкарской Республики до проведения актуализации земель согласно постановлению Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 ноября 2007 г. № 302-ПП составляла 28076,4 млн рублей. После проведения актуализации земель согласно постановлению Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 декабря 2012 г. № 290-ПП составила 30987,2 млн рублей или возросла на 10,4 процента.
Совершенствование форм организации местного самоуправления с учетом целей и задач по обеспечению устойчивого развития сельских территорий предлагается осуществлять на основе следующих подходов:
комплексный учет сбалансированности доходных источников и расходных полномочий, закрепленных за сельскими поселениями;
привлечение органов местного самоуправления к разработке и реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий.
Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в сельской местности будет обеспечено путем решения задач, направленных на:
поддержку практики поощрения сельских поселений, демонстрирующих наилучшие результаты деятельности, в том числе путем предоставления стимулирующих межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
развитие институтов гражданского общества, в том числе на основе различных форм вовлечения сельских жителей в обсуждение и решение общественно значимых вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления.

6. Организация подготовки, переподготовки,
повышения квалификации кадров

Для обеспечения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда необходимо:
организовать систему планирования и прогнозирования кадрового потенциала сельских территорий путем создания центров мониторинга на базе образовательных организаций, ведущих подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров;
расширять в сельских школах профессиональную подготовку учащихся, укреплять их методическое и материальное оснащение как центров допрофессиональной подготовки.
Для укрепления и развития кадрового потенциала сельских территорий необходимо разработать для образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования сельскохозяйственного профиля образовательные программы по направлению "Устойчивое развитие сельских территорий" и осуществлять подготовку специалистов по этим программам.
Профессиональное аграрное образование представлено федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова".
В целях совершенствования условий получения и содержания профессионального образования необходимо осуществить:
совершенствование форм довузовской подготовки;
расширение состава специальностей с учетом выявленных потребностей, разработку новых профессиональных стандартов;
расширение приема в отраслевые образовательные организации на контрактной основе;
повышение квалификации преподавательского состава образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в том числе по направлению "Устойчивое развитие сельских территорий";
укрепление и модернизацию материально-технической базы и инфраструктуры образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля.
Реализация предложенных направлений кадрового обеспечения сельских территорий позволит:
сократить безработицу;
увеличить долю квалифицированных кадров в возрасте до 30 лет;
повысить долю работников с высшим и средним профессиональным образованием.

VI. Этапы и механизмы реализации Стратегии

Стратегия реализуется в два этапа:
переходный этап - 2015 - 2020 годы;
основной этап - 2021 - 2030 годы.
Основным инструментом реализации Стратегии является государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 июля 2014 г. № 154-ПП.
На обеспечение устойчивого развития сельских территорий будут также направлены мероприятия других государственных программ Кабардино-Балкарской Республики, в том числе в сферах образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной поддержки, транспорта, связи, экономического развития, занятости населения, охраны окружающей среды, природопользования, лесного хозяйства.
Оценка эффективности реализации мероприятий Стратегии будет проводиться на основе использования целевых показателей на протяжении всего периода реализации Стратегии.





Приложение
к Стратегии
устойчивого развития
сельских территорий в
Кабардино-Балкарской Республике
на период до 2030 года

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

N
Наименование показателя
Единица измерения
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
2026 год
2027 год
2028 год
2029 год
2030 год
1.
Численность сельского населения (на начало года)
тыс. чел.
393,8
409,5
412,0
414,6
417,1
419,7
422,3
424,9
427,5
430,2
432,8
435,5
438,2
440,9
443,6
446,4
449,0
450,0
2.
Ожидаемая продолжительность жизни сельского населения
лет
72,8
73,3
73,5
73,6
73,8
74,0
74,1
75,1
74,3
74,5
74,7
74,8
75,0
75,2
75,3
75,5
75,7
76,0
3.
Миграционный прирост сельского населения
тыс. чел.
-2,5
-1,9
-2,4
-2,3
-2,2
-2,1
-2,0
-1,9
-1,8
-1,7
-1,6
-1,5
-1,4
-1,3
-1,2
-1,1
-1,0
-0,9
4.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году
%
104,7
101,2
102,1
102,0
102,2
103,1
102,5
103,7
101,5
102,0
102,7
103,0
103,2
103,4
103,6
104,0
104,2
104,4
5.
Доля крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в производстве продукции сельского хозяйства
-"-
32,5
32,0
32,5
33,0
33,5
34,0
34,5
35,0
35,5
36,0
36,5
37,0
37,5
38,0
38,5
39,0
39,5
40,0
6.
Уровень занятости сельского населения
-"-
62,2
63,5
63,7
64,0
64,2
64,4
64,7
65,0
65,2
65,5
65,7
66,0
66,2
66,5
67,0
67,0
67,3
67,5
7.
Отношение заработной платы в сельском хозяйстве к среднему значению по экономике страны
-"-
50,8
51,4
52,0
52,5
53,1
53,7
54,3
55,0
57,1
59,4
61,7
64,1
66,6
69,2
71,9
74,7
77,6
80,0
8.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя в сельских населенных пунктах
кв. м на чел.
16,9
17,1
17,4
17,6
17,9
18,1
18,4
18,7
18,9
19,2
19,5
19,8
20,1
20,3
20,6
20,9
21,2
21,5
9.
Удельный вес общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, оборудованной всеми видами благоустройства
%
62,2
63,2
64,3
65,4
66,5
67,6
68,7
69,8
70,9
72,0
73,1
74,2
75,3
76,4
77,5
78,6
79,4
80,0


------------------------------------------------------------------