Приказ Минкурортов КБР от 28.01.2015 N 17 "Об утверждении Стандарта антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Министерства курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики"
МИНИСТЕРСТВО КУРОРТОВ И ТУРИЗМА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
от 28 января 2015 г. № 17
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО МИНИСТЕРСТВА
КУРОРТОВ И ТУРИЗМА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В целях предотвращения коррупции, поддержания высокого статуса и установления основных правил поведения, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными гражданскими служащими Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по курортам и туризму приказываю:
1. Утвердить Стандарт антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Министерства курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики (далее - Стандарт).
2. Заместителям министра курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики и руководителям структурных подразделений обеспечить изучение и соблюдение государственными гражданскими служащими Министерства курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики Стандарта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
С.ШАГИН
Утвержден
приказом
Министерства курортов и туризма
Кабардино-Балкарской Республики
от 28 января 2015 г. № 17
СТАНДАРТ
АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО МИНИСТЕРСТВА КУРОРТОВ
И ТУРИЗМА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
1. Стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего Министерства курортов и туризма Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минкурортов КБР) - это совокупность законодательно установленных правил, выраженных в виде запретов, ограничений, требований, следование которым предполагает формирование устойчивого антикоррупционного поведения государственных служащих.
2. Стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего предполагает активность его действий, направленных на предотвращение коррупционных проявлений, и (или) строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа от совершения каких-либо действий. При этом поведение государственного служащего должно соответствовать этическим правилам, сформировавшимся в обществе.
3. В основе поведения государственного служащего лежит фактор непосредственных действий по исполнению должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом:
- реализация прав и обязанностей;
- несение ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с задачами и функциями Минкурортов КБР и функциональными особенностями замещаемой в нем должности;
- принятие управленческих и иных решений по вопросам, закрепленным в должностном регламенте;
- участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
- взаимодействие в связи с исполнением должностных обязанностей с государственными служащими Минкурортов КБР, иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
- предоставление государственных услуг гражданам и организациям в соответствии с административными регламентами Минкурортов КБР.
Отклонение при осуществлении своих полномочий от положений должностного регламента может способствовать совершению коррупционных правонарушений, а также являться признаком коррупционного поведения.
3.1. Представление достоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
Предоставление сведений осуществляется гражданином, претендующим на замещение должности государственной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Минкурортов КБР, а также государственным служащим, замещающим указанную должность государственной службы.
Непредставление гражданином при поступлении на государственную службу указанных сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную службу. Невыполнение государственным служащим вышеуказанной обязанности является правонарушением, влекущим освобождение государственного служащего от замещаемой должности государственной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Совершение вышеуказанных действий направлено на предупреждение коррупционных правонарушений и способствует созданию атмосферы "невыгодности" коррупционного поведения.
3.2. Предварительное уведомление представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу
Государственный служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при условии:
если это не повлечет за собой конфликт интересов (т.е. иная оплачиваемая деятельность не будет влиять на надлежащее исполнение обязанностей по замещаемой должности государственной службы: время осуществления иной работы, заработная плата, выполняемые им иные функции);
государственный служащий предварительно уведомил представителя нанимателя об этом (это должно быть сделано в письменном виде и у государственного служащего до начала осуществления иной оплачиваемой деятельности должно быть подтверждение, что представитель нанимателя уведомлен).
3.3. Получение письменного разрешения представителя нанимателя:
- на занятие оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
- на принятие наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в должностные обязанности государственного служащего входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
3.4. Передача подарков, полученных государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, в государственный орган, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации
Указанное правило применяется в случае, если стоимость подарков превышает три тысячи рублей. Вместе с этим государственный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подарки стоимостью до трех тысяч рублей поступают в самостоятельное распоряжение государственного служащего. Поведение государственного служащего в этом случае направлено на то, чтобы получение подарка не было связано с его личной выгодой.
3.5. Передача принадлежащих государственному служащему ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление
Указанное действие государственного служащего направлено на предотвращение возникновения конфликта интересов, когда личная заинтересованность может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей (например, государственный служащий использует служебную информацию для получения дополнительного дохода по ценным бумагам). Передача в доверительное управление ценных бумаг осуществляется в соответствии с главой 53 "Доверительное управление имуществом" Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 12 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
3.6. Отсутствие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если замещение должности государственной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
При наличии таких обстоятельств государственный служащий обязан отказаться от замещения соответствующей должности в установленном порядке путем увольнения с государственной службы, перевода на другую должность в ГК КБР по курортам и туризму или другом государственном органе.
3.7. Использование средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества только в связи с исполнением должностных обязанностей
В противном случае действия государственного служащего можно рассматривать как действия, направленные на получение каких-либо благ для себя или для третьих лиц, что подпадает под признаки коррупции. Не допускается также передача государственного имущества другим лицам.
3.8. Проявление нейтральности, исключающей возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций
Данное правило поведения направлено на предотвращение нарушения, в том числе Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях", согласно которому вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Лица, находящиеся на государственной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. Предоставление государственным служащим преимуществ какой-либо партии (объединению), выраженное в определенных действиях, будет способствовать получению ими определенной выгоды, что также является коррупционным поведением.
3.9. Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, в части антикоррупционной составляющей
Государственный служащий, считающий, что он не обладает достаточными знаниями в сфере противодействия коррупции, может самостоятельно получить необходимые знания (в режиме самоподготовки) либо проинформировать об этом представителя нанимателя для возможного направления его на обучение. Дополнительное профессиональное образование государственного служащего может осуществляться в любых, не запрещенных законом, формах и видах.
3.10. Уведомление представителя нанимателя, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного служащего. Государственный служащий, своевременно уведомивший в установленном порядке указанных лиц о фактах обращения к нему в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Невыполнение вышеуказанной обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.11. Письменное уведомление своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения
Государственный служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Указанная обязанность служащего направлена на предотвращение коррупционного поведения. После получения от служащего уведомления представитель нанимателя принимает меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которые могут заключаться в следующем:
- в изменении должностного или служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;
- в отказе государственного служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
- в отводе или самоотводе государственного служащего.
3.12. Обращение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в целях получения согласия на замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего
Гражданин, замещавший должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами министерства, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Решения комиссии являются обязательными для лица, замещавшего соответствующую должность.
3.13. Сообщение представителю нанимателя (работодателю) сведений о последнем месте своей службы при заключении трудовых договоров
Гражданин, замещавший должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами министерства, в течение двух лет после увольнения с государственной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Указанное действие направлено на реализацию новым работодателем обязанности по информированию о заключении договора представителя нанимателя (работодателя) государственного служащего по последнему месту его службы.
3.14. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван:
- принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
- принимать меры по предупреждению коррупции;
- не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.
4. Соблюдение запретов, ограничений, требований к служебному поведению, связанных с государственной службой
4.1. Не осуществлять предпринимательскую деятельность.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. У лица, находящегося на государственной службе и занимающегося предпринимательской деятельностью, всегда есть соблазн предоставить для себя какие-нибудь выгоды (преимущества), что в рамках антикоррупционного поведения недопустимо.
4.2. Не участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.
Ситуация, при которой государственный служащий находится в финансовой зависимости от коммерческой организации, не будет способствовать антикоррупционному поведению государственного служащего, так как всегда есть риск совершения коррупционного правонарушения. Вместе с этим государственный служащий может участвовать в деятельности органа управления коммерческой организацией, являясь его членом, в рамках своих служебных обязанностей. Более того, при представлении интересов государства на него возлагаются вполне определенные обязанности. В то же время государственному служащему не запрещено осуществлять аналогичную деятельность (в том числе и на платной основе) в органах управления некоммерческих организаций, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
4.3. Не приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
Государственный служащий, обладая в связи со служебной деятельностью информацией о положительной динамике по доходам определенной компании, может совершить коррупционные действия, которые будут выражены в приобретении акций этой компании.
4.4. Не быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Поскольку по закону государственные служащие в рассматриваемой ситуации не могут иметь такого рода полномочий, сделку, совершенную представителем - государственным служащим, следует считать недействительной как заключенную неуполномоченным лицом. Государственный служащий, при наличии возможности получить полномочия по представлению интересов третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, либо в структурах, подчиненных или подконтрольных этому органу, должен отказаться от данной возможности.
4.5. Не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Государственный служащий должен отказаться от каких-либо подарков (вознаграждений), так как это является одним из признаков коррупции - получение выгоды от осуществления своей непосредственной служебной деятельности.
4.6. Не выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.
Государственный служащий может выезжать за пределы Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей только в рамках служебных командировок. Речь в данном случае идет не только о факте выезда в командировку, но и обо всех расходах, с ними связанных (проживание, питание и т.п.). Категорически запрещено выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц (в том числе для участия в научных конференциях, симпозиумах, иных мероприятиях), за исключением вышеуказанных случаев, даже если это мотивируется экономией бюджетных средств. Указанные действия также могут быть коррупционными, так как служащий получает определенную выгоду.
4.7. Не разглашать и не использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными государственному служащему в связи с исполнением должностных обязанностей.
К сведениям конфиденциального характера относятся:
- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики;
- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);
- сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);
- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Служебной информацией является любая информация, касающаяся деятельности ГК КБР по курортам и туризму, за исключением общедоступной информации, а также информации о деятельности государственных органов, доступ к которой не может быть ограничен (Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").
Указанное ограничение распространяется также на граждан после увольнения с государственной службы.
4.8. Не использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
Каждый государственный служащий имеет право:
- быть выдвинутым кандидатом на выборах на государственную (или общественную) должность непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики;
- зарегистрироваться в качестве кандидата и проголосовать по собственному выбору. Использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного и служебного положения является основанием для отказа в регистрации.
Под использованием должностных полномочий следует иметь в виду возможность использования кандидатом организационных, финансовых и информационных средств, к которым кандидат имеет преимущественный или облегченный доступ благодаря своей должности и которые могут способствовать его избранию.
4.9. Не использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.
Не создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
Государственные служащие обязаны руководствоваться исключительно законодательством и не могут быть связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений, а также не имеют права заниматься "партийным строительством" или созданием подразделений конфессиональных служб в Минкурортов КБР.
Данный запрет полностью направлен на исключение возможности использования должностного положения государственного служащего в интересах участников общественно-политической жизни. Это означает запрет на публичные высказывания, содержащие оценку их деятельности, свое отношение к ним и, тем более, пропагандирующие их деятельность. В то же время он не направлен на ограничение свободы совести, мысли и слова.
Исключение из этого запрета - право государственных служащих создавать или способствовать созданию профессиональных союзов, ветеранских и иных профессиональных ассоциаций.
4.10. Не входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. Указанное ограничение направлено на недопущение вмешательства в деятельность государственных органов иностранных организаций.
4.11. Не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.
Предпочтение кому-либо всегда способствует дальнейшему коррупционному поведению, так как оно должно быть как-то выражено: в виде благ, преимуществ для указанного лица.
4.12. Не допускать действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
Указанный запрет направлен на предотвращение коррупционного поведения служащего, так как следующий шаг после того, как служащим допущено влияние какого-либо интереса, будет само коррупционное правонарушение.
4.13. Не исполнять данное ему неправомерное поручение.
Неправомерное поручение может заключаться в необходимости совершения действий, содержащих признаки коррупционного поведения. В связи с этим, при получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению служащего, неправомерным, служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме государственный служащий обязан отказаться от его исполнения.
5. В служебном поведении государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
6. Поведение государственного служащего должно быть корректным, не связанным с проявлением высокомерия, грубости, неуважительного отношения к человеку, не допускающим оскорблений, угроз в его адрес.
7. У государственного служащего должна быть хорошая моральная репутация (лояльность, умение пойти на компромисс, взаимодействие, взаимная поддержка в отношениях с коллегами, конструктивное сотрудничество).
8. Государственный служащий должен быть примером поведения для подчиненных (честным, справедливым, беспристрастным, вежливым, доброжелательным, внимательным и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами).
9. В служебном поведении государственный служащий должен воздерживаться от курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.
10. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к Минкурортов КБР, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
------------------------------------------------------------------